Современная горелка, использующая жидкое топливо, является сложным, состоящим из многих компонентов устройством, основные элементы которого показаны на рис. 1. Главный элемент горелки — это блок управления 1: получая сигналы от фотодатчика и термостата, он управляет подачей топлива в топку (с помощью клапанов в насосе, либо в линии форсунки), а также работой блока зажигания, обеспечивая тем самым безопасное и качественное горение. DANFOSS предлагает различные версии блоков управления с широким диапазоном циклов нагнетания (продувки горелки), предзажигания и дожигания, которые позволяют избежать взрывов топлива (оставшегося в камере сгорания) при повторном запуске горелки, а также специальные версии для горелок желтого пламени и генераторов горячего воздуха (тепловых пушек). Топливный насос 2 обеспечивает подачу топлива из бака к горелке и создает необходимое давление для качественного распыления в форсунке. DANFOSS производит насосы в диапазоне производительности от 24 до 6000 л/ч с давлением до 40 бар. Поэтому они применяются как в бытовых, так и в промышленных горелках. Встроенные отсечные клапаны позволяют прекратить подачу топлива в случае исчезновения пламени в горелке. Выпускаются различные версии насосов с выходами на две линии форсунок и двумя уровнями давления (для двухступенчатых горелок), а простота настройки давления насоса позволяет с легкостью настроить горелку на определенную мощность. Также имеется отбор давления для гидравлического привода воздушной заслонки горелки. Для больших насосов DANFOSS производит поршневые регуляторы давления и расхода. Специальная версия регуляторов B-PRO используется в системах с рециркуляционными (возвратными) форсунками, где давление и расход обратной линии форсунки определяют ее производительность. Вязкость многих видов топлива (в некоторых случаях весьма значительно) зависит от температуры окружающей среды. Особенно сильно это ощущается зимой. При изменении вязкости меняются характеристики распыления и на выходе из форсунки могут образовываться крупные капли, которые негативно сказываются на качестве горения и количестве вредных выбросов. Во избежание этого непосредственно перед форсункой устанавливается электрический подогреватель 3. Он нагревает топливо до необходимой температуры и вне зависимости от условий окружающей среды вязкость топлива остается постоянной. В результате мы получаем качественное распыление и, как следствие, стабильное и чистое горение. DANFOSS предлагает более 100 модификаций подогревателей с различными нагревательными элементами и термостатами для выбора времени и температуры нагрева. После подогревателя топливо поступает в форсунку 4, которая обеспечивает его распыление. Так, из каждой капли диаметром 1 мм получается до миллиона капель диаметром 10 мкм, что увеличивает полезную поверхность в сотни раз и, соответственно, уменьшает время сгорания топлива. Небольшая, при весе всего 30 г, форсунка является наиболее технически сложным элементом горелки и для ее производства требуется высококачественное и высокоточное оборудование. DANFOSS предлагает более 700 типоразмеров форсунок производительностью от 0,3 USGal/h (1,13 кг/ч), а также серию форсунок LN (LowNOX), которые благодаря специальному рисунку распыления значительно снижают выбросы оксидов азота. Для воспламенения топливо-воздушной смеси в современных горелках используется высоковольтный трансформатор зажигания. Он получает сигналы от блока управления и включается при запуске горелки либо при внезапном исчезновении пламени. Существуют различные версии данного прибора. DANFOSS предлагает блоки зажигания типа EBI 5. По сравнению с обычными трансформаторами зажигания они намного компактнее, поскольку используют электронную схему преобразования частоты с 50/60 Гц до 20 кГц. Увеличение частоты дает возможность уменьшить магнитное поле в катушке высокого напряжения и передать то же количество энергии, что и в традиционных трансформаторах при значительно меньших габаритах. Для жидкого топлива чаще применяется блок зажигания с двумя выводами, т.е. воспламенение топлива происходит между двумя электродами. В газовых горелках чаще можно встретить одновыводной блок зажигания (в данном случае зажигание происходит между корпусом горелки и электродом). Для контроля наличия пламени используется фотодатчик 6, который передает сигнал о наличии пламени (либо его отсутствии) на блок управления. Для контроля и поддержания оптимальной температуры воды DANFOSS предлагает широкий диапазон термостатов, который удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к оборудованию водонагревателей и трубопроводов в части надежности и обеспечения допустимых температур, как в открытых, так и в закрытых системах теплоснабжения. Бойлерные погружные термостаты предназначены для регулирования температуры жидкости и используются в системах теплоснабжения с автоматическими или полуавтоматическими горелками. При достижении заданной температуры от термостата на блок управления подается сигнал, и блок управления отключает горелку. Включение горелки происходит, когда температура снизится на определенную величину (равную температурному перепаду термостата) ниже температуры настройки. Защитные термостаты служат для защиты системы от чрезмерно высокой температуры и работают по такому же принципу. Также для регулирования и контроля температуры жидкости в трубопроводах выпускается серия накладных термостатов AT. С каждым днем все актуальнее становится вопрос защиты окружающей среды. И ужесточение требований лишнее тому подтверждение. Для решения этой задачи компания DANFOSS разработала специальную программу LE (Low Emission), которая позволяет значительно снизить количество вредных выбросов в окружающую среду. В эту программу входят специальные версии топливных насосов BFP, подогревателей и форсунок со встроенными LE-клапанами, которые в случае падения давления в линии форсунки прекращают подачу топлива в топочную камеру, тем самым не допуская некачественного распыления топлива и, как следствие, загрязнения топочной камеры и окружающей среды. РИСУНКИ:1~2~;
Компоненты DANFOSS для современных горелок
В соответствии с требованиями энергетической безопасности, предъявляемыми к источникам теплоснабжения (в частности наличие резервного топлива), в последнее время существует тенденция к переходу на комбинированные (двухтопливные) горелки. К сожалению, отечественные производители горелок не всегда могут удовлетворить запросам современного рынка и все чаще можно встретить отечественные котлы, оборудованные импортными горелками. Особенно это касается жидкотопливной части. Основная причина заключается в том, что отечественные производители горелок, в отличие от импортных, не имели возможности комплектовать свою продукцию качественными компонентами. В то время как подавляющее большинство импортных производителей горелочного оборудования используют компоненты DANFOSS. Что из себя представляет современная горелка на жидком топливе? И что может предложить DANFOSS отечественным производителям горелок?