Решение экологических проблем долгое время считалось финансовым обременением, организации проводили различные благотворительные акции и мероприятия, которые составляли расходную часть бюджета компаний. Однако в последние годы парадигма начала меняться — мировая практика показывает, что экологические проекты могут быть прибыльными и спрос на подобные проекты растёт.
Одной из разновидностей экологических проектов являются климатические проекты, направленные на уменьшение выбросов CO2 в атмосферу. За последние два года данный сектор проектов набрал большую популярность в бизнес-среде. По данным института McKinsey, спрос на углеродные единицы может увеличиться в 15 раз или более к 2030 году и в 100 раз к 2050 году. В целом рынок углеродных единиц может составить более $ 50 млрд в 2030 году [1].
Климатические проекты, нацеленные на сокращение выбросов парниковых газов, эффективное использование ресурсов и адаптация к изменению климата, представляют собой важные компоненты устойчивого развития в Европе.
Ветряные и солнечные электростанции
Внедрение инфраструктуры для производства электроэнергии из возобновляемых источников, таких как ветер и солнце, является приоритетной задачей во многих странах Европейского союза. Климатические проекты включают в себя развёртывание ветряных генераторов и солнечных панелей, как на сельских, так и на городских территориях.
Текущая цель ЕС на 2030 год — 32% доли возобновляемой энергии. В 2021 году Европейский союз получил 22% энергии из возобновляемых источников, однако этот показатель существенно различался в разных странах. Швеция лидирует среди 27 стран ЕС с её 63%-й долей возобновляемой энергии, в то время как в Люксембурге, Мальте, Нидерландах и Ирландии доля ВИЭ в общем объёме энергопотребления составляет менее 13%. Быстрый переход на возобновляемые источники энергии имеет решающее значение для достижения целей ЕС в области изменения климата, включая юридически обязательную задачу по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года [2].
Энергетическая реновация зданий
Проекты, направленные на повышение энергоэффективности зданий, включают в себя широкий спектр мероприятий. Прежде всего это установка теплоизоляции и стеклопакетов, а также совершенствование систем отопления и кондиционирования воздуха с целью снижения потребления энергии для отопления и кондиционирования воздуха.
В 2020 году доля энергопотребления в зданиях составила 42% от общего потребления энергии в Европейском союзе. Этот сектор также был ответственен за 35% выбросов парниковых газов, связанных с энергопотреблением, а также значительную часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для достижения амбициозных целей, установленных ЕС в области энергетики, климата и качества воздуха, снижение энергопотребления в строительном секторе играет фундаментальную роль. Важно не только декарбонизировать секторы отопления, охлаждения и электроснабжения, но и обеспечить «углеродную нейтральность» новых зданий и провести реконструкцию существующих строений с целью повышения их энергоэффективности [3].
Развитие общественного транспорта
Усовершенствование общественного транспорта, включая переход на экологичные виды транспорта, такие как электрические автобусы и поезда, имеет ключевое значение для снижения выбросов углерода от транспортных средств.
Европейский транспортный проект Rail Baltica, получивший финансирование в рамках программы Connecting Europe Facility, ускорит переход стран ЕС на экологичные виды транспорта
Важную роль сыграла также европейская Директива 2009/33/EC об экологически безопасных и энергоэффективных транспортных средствах, вступившая в силу в августе 2021 года. Директива требует от государств — членов Евросоюза в период с августа 2021 года по декабрь 2025-го закупить от 24 до 45% автобусов на альтернативном топливе (то есть всё, что не является автобусами только на дизельном топливе). Последствия этого хорошо видны по резкому снижению продаж только дизельных автобусов в конце 2021 года (рис. 1). Половина этих показателей должна быть достигнута за счёт силовых агрегатов с нулевым уровнем выбросов. В 2026 году целевые показатели увеличатся до 33–65%, так что через несколько лет можно ожидать очередного падения продаж дизельного топлива [4].
Управление отходами
Проекты, направленные на оптимизацию систем управления отходами, включают в себя меры по увеличению процента переработки, сжиганию отходов с производством энергии и снижению объёма отходов, отправляемых на свалки.
Согласно оценкам, представленным Европейским агентством по охране окружающей среды (EEA), в период с 1995 по 2017 годы наблюдалось снижение выбросов парниковых газов, происходящих от обработки отходов в странах ЕС, на 42%. Интенсивность выбросов парниковых газов оказывается зависимой от методов обращения с отходами. В частности, в том случае, когда отходы направляются на свалку, органический компонент в них разлагается, что приводит к выделению соответствующих газов в атмосферу. Анализ данных, предоставленных статистической службой Европейского союза (Eurostat), в отношении обработки бытовых отходов и изменений в этой практике помогает пояснить факторы, влияющие на уменьшение выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что доля муниципальных отходов в общем объёме отходов относительно невелика, статистика по данной категории оказывает существенное воздействие на общий характер обработки отходов, что имеет актуальное значение для отчётности по выбросам в рамках Евросоюза. В период с 1995 по 2021 годы общий объём перерабатываемых городских отходов увеличился на 59%, в то время как количество отходов, отправляемых на свалку, за этот же период снизилось на 58% (рис. 2). Уменьшение количества свалок стало возможным благодаря увеличению количества отходов, подвергаемых переработке или компостированию, а также удвоению количества отходов, подвергаемых сжиганию [5].
Восстановление экосистем и лесов
Проекты по восстановлению лесов способствуют поглощению CO2 из атмосферы и поддержанию биоразнообразия. Леса являются естественными поглотителями углерода, то есть они улавливают больше углерода из атмосферы, чем выделяют. Ежегодно леса Европейского союза поглощают эквивалент почти 7% от общего объёма выбросов парниковых газов в ЕС. Евросоюз хочет использовать эту силу для борьбы с изменением климата. В марте 2023 года Европарламент и Совет Европы утвердили новые правила, регулирующие землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство, что приведёт к увеличению поглотителей углерода в ЕС на 15% к 2030 году [6].
Исследования и инновации
Исследовательские проекты и инновации в области экологически безопасной энергетики, устойчивого транспорта и других секторов играют важную роль в разработке новых технологий и методов снижения выбросов парниковых газов.
Приведённые примеры климатических проектов отражают богатое разнообразие стратегий и мероприятий, направленных на смягчение климатических изменений и повышение устойчивости европейских обществ и экосистем. Они служат примером того, как инновации и коллективные усилия могут содействовать достижению целей по борьбе с изменением климата и всестороннему улучшению качества окружающей среды.
В России климатические проекты начали реализовывать не так давно, и связано это с тем, что предпосылки для реализации климатических проектов формировались довольно долго. Однако на сегодняшний момент сформирован пласт нормативной базы, а также запущен отечественный Реестр углеродных единиц (далее — Реестр), который является ключевой частью инфраструктуры рынка углеродных единиц.
К основным нормативным документам в этой области следует отнести Федеральные законы от 2 июля 2021 года №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и от 6 марта 2022 года №34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», а также многочисленные распоряжения и постановления Правительства РФ, указы Президента России, приказы федеральных органов исполнительной власти и т. д.
Согласно п. 7 Федерального закона №296-ФЗ климатические проекты — это комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов [7]. Климатические проекты делятся на два вида: природные и технологические. Первые представляют собой комплекс мер по защите, управлению и восстановлению экосистем. Вторые — проекты в области низкоуглеродной энергетики, проекты улавливания и севестрации углерода, проекты по эффективному обращению с отходами [8].
На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано семь климатических проектов (табл. 1).
Первый проект, зарегистрированный в реестре, — энергетический. Исполнителем проекта стала компания ООО «Дальэнергоинвест» из Сахалинской области, которая верифицировала отчёт о реализации проекта по использованию возобновляемых источников энергии на присоединённых объектах и в мини-сетях в Сахалинской области. Компания построила станцию на 648 солнечных батарей установленной мощностью 250 кВт, что позволит ежегодно экономить для местного бюджета около 15 млн руб. за счёт сокращения закупок дизтоплива. Согласно отчёту ООО «Дальэнергоинвест», компания выпустила 96 углеродных единиц [9].
Другие проекты, зарегистрированные в Реестре, реализуются не на территории Сахалинской области. Соответственно, под действие эксперимента, установленного №34-ФЗ, они не подпадают.
Однако основополагающим на сегодняшнем этапе развития климатических проектов в РФ является, во-первых, официально работающий рынок углеродных единиц (в конце сентября 2023 года на Московской бирже было реализовано 20 углеродных единиц [10]), во-вторых, проработанная нормативная база и, в-третьих, возможность каждого региона подключиться к эксперименту.
Отметим, что такая возможность установлена п. 2 ст. 1 Федерального закона №34-ФЗ. Данный закон регулирует проведение эксперимента на территории Сахалинской области и на территориях иных субъектов РФ, включённых в эксперимент путём внесения изменений в настоящий закон.
Как отмечалось выше, проекты возобновляемой энергетики относятся к технологическим климатическим проектам, таким образом, с учётом активного развития мирового и российского рынков уже сегодня можно рассматривать климатические проекты как способ повышения финансовой эффективности объекта возобновляемой энергетики. Так, например, при реализации проекта малой гидроэлектростанции (МГЭС) мощностью 5 МВт с годовой выработкой примерно 26 млн кВт·ч/год можно получить около 13 тыс. углеродных единиц.
Ориентировочная стоимость одной углеродной единицы может составлять от 500 до 2000 руб. В ходе первых торгов на Московской бирже (MOEX) средневзвешенная цена продажи составила 1000 руб. за данную единицу [11]. Активное развитие рынка углеродных единиц прогнозируется с 2025 года. Таким образом, дополнительная выручка от продажи углеродных единиц проекта малой гидроэлектростанции может составить от 6,4 до 25,7 млн руб. в год.
Проблемный аспект в этой области — методология расчёта углеродных выбросов, которая на сегодняшний день довольно противоречива и до конца не проработана. В частности, возникают сложности с выбором сравниваемого топлива и формулой расчёта. Такой подход оставляет субъективизм со стороны верификатора и, соответственно, неточные данные при учёте выпущенных и реализованных углеродных единиц, что впоследствии может вызвать неосновательное обогащение со стороны продавца.
В целом стоит сказать, что реализация климатических проектов — важный шаг на пути к декарбонизации. Поэтому государства стараются поддерживать климатические инициативы, делать их выгодными для предпринимателей и бизнесменов. И на сегодняшний день такой опыт успешно реализуется. Верификация климатического проекта в ближайшей перспективе фактически является гарантированным источником повышения внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) проекта.