«Геберит» — довольно старая известная марка, а в России представлена совсем недавно. С чего началась работа представительства компании в России, и каких результатов Вы добились на сегодняшний день?
С.К.: «Геберит» — это одна из старейших сантехнических компаний, которые существуют в Европе. Год нашего основания — 1874-й, то есть мы существуем уже почти 140 лет и все эти годы занимались только сантехническими технологиями. В 2003 году официально открылось представительство в России, и с этого времени уже 10 лет мы занимаемся сантехникой и в России. Мы считаем, что достигли значительных результатов, — практически с нуля завоевали доверие наших покупателей, и известная в Европе марка «Геберит» стала популярной и в России.
Были ли какие-то сложности при выходе на российский рынок с подобным оборудованием?
С.К.: Сложности есть у любой компании, которая выходит впервые на неосвоенный рынок, каковым в то время была Российская Федерация. Сразу после перестройки страна еще находилась в неопределенном, в «подвешенном» состоянии. Только-только определялись пути развития государства. Сейчас несколько проще, мы видим, что курс взят на европейские технологии, на европейский подход, в том числе и в сантехническом сегменте. Теперь продолжение европейских тенденций мы видим и на российском рынке.
Как повлиял недавний всемирный экономический кризис на деятельность компании, и каких высот она достигла в 2012-м году?
С.К.: «Геберит» существует почти 140 лет и кризис, который недавно сотрясал мировую экономику, был не первым в истории нашей компании. «Геберит» преодолела с честью и его. Мы — швейцарская компания, а Швейцария во всем мире является символом качества, надежности и стабильности. Швейцарские часы не самые дешевые, и, тем не менее, они самые известные и популярные, швейцарские банки дают не самый высокий процент, но, тем не менее, они считаются самыми надежными и лидируют по количеству хранения мирового частного капитала. Точно так же и швейцарская сантехника от «Геберит» — это олицетворение качества и надежности. Именно эти преимущества дают нам возможность с успехом преодолевать кризисные периоды, точно планировать свою деятельность, а также строго выполнять намеченные цели вместе с нашим швейцарским руководством. Надо сказать, что даже в эти годы наши продажи в России растут каждый год.
Хотелось бы узнать про производственные мощности — где они расположены, какую продукцию Вы производите, чему уделяется особое внимание при производстве?
С.К.: Компания «Геберит» свыше 100 лет была частным семейным предприятием и только 15 лет назад превратилась в акционерное общество. Все эти годы она занималась сантехникой и производственные мощности были сконцентрированы, в основном, в Европе. В настоящее время у нас порядка 16-ти заводов в Швейцарии, Австрии, Германии, Италии и других странах. Хочу сразу ответить на вопрос, который сейчас многих волнует: а есть ли у нас заводы в Китае и как много нашей продукции из Китая поступает в Россию? Да, у нас есть две производственные площадки в Поднебесной, но хочу успокоить российских покупателей — эта продукция предназначена только для внутреннего рынка Китая и не импортируется в другие страны. Так что можно утверждать, что «Геберит» — это европейский бренд и европейское производство.
Открытие представительства в Российской Федерации означает, что российский рынок был важен для «Геберит» в 2003-м году, по крайней мере после открытия. Как Вы оцениваете перспективы своего присутствия здесь, в России, сегодня, как оцениваете будущее, какие строите планы?
С.К.: Вы совершенно правы — открытие представительства свидетельствовало о том, что компания «Геберит» уделяет внимание развивающемуся российскому рынку. За эти 10 лет компания не только поняла его, потребности российских покупателей и особенности нашего менталитета, но и разработала несколько продуктов специально для России. Из Швейцарии приезжали ведущие технические и маркетинговые специалисты, и мы вместе изучали российские типовые санузлы в панельных домах, исследовали проблемы, с которыми сталкиваются наши монтажники при установке подвесной сантехники. В результате, специально для наших российских санузлов были разработаны два продукта, которые получили название «Геберит Платтенбау» (Geberit Plattenbau). Комплекты «Платтенбау» оказались настолько востребованы, что многие страны начали успешно продавать их, хотя изначально они разрабатывались только для России. «Платтенбау» переводится на русский язык как «типовое, панельное жилье». Такое жилье является преобладающим в нашей стране, и именно для таких квартир были и разработаны Delta и Sigma Plattenbau, которые пользуются большим успехом в России.
Система подвесной инсталляции больше пользуется спросом в частном или в общественном секторе?
С.К.: Дело в том, что пока нельзя сказать, что подвесная сантехника завоевала полное доверие в нашей стране. Еще сильны консервативные взгляды, и потребители считают, что напольный унитаз надежнее, проще и как-то спокойнее в использовании. Европа уже прошла этот путь, а мы еще находимся на нем. В среднем по России пока только порядка пять-семь процентов клиентов используют передовую, с точки зрения сантехники, подвесную технологию. В основном наши сантехнические приборы напольные, но и к подвесным технологиям идет признание. Большое количество наших сограждан, которые посещают европейские и другие страны, видя подвесную сантехнику, начинают доверять ей и ставят у себя дома. Потребители, которые уже используют ее, понимают, что это надежное и правильное решение.
То есть, Вы хотите сказать, что все-таки сейчас в общественных местах ваша продукция пользуется большей популярностью?
С.К.: И да, и нет. В процентном соотношении, в общественных местах наша продукция пользуется большей популярностью, но в количественном выражении частный сектор потребляет больше единиц товара. Конечные потребители на рынке b2c более консервативные, чем на b2b, но мы работаем и продвигаем идею подвесной сантехники, чтобы сломать эти стереотипы — разрабатываем видеоролики по монтажу и использованию продукции, потому что наш покупатель, в отличие от западного, хочет разобраться во всех деталях до мелочей, и только тогда он поверит в эту продукцию. Зарубежный клиент привык доверять профессионалам-сантехникам, которые за него все смонтируют до того, как он въедет в квартиру. В нашей стране — иначе. Пока человек досконально не изучит продукцию, он доверяет ей не вполне. Возможно, такое отношение — пережитки прошлого, когда было много некачественной продукции и она вызывала недоверие.
Видимо, у российского потребителя уже складывается какое-то определенное мнение о продукции «Геберит». Есть ли на Ваш взгляд у российского потребителя какие-то любимые приборы, продукты, пользующиеся наибольшей популярностью?
С.К.: Я думаю, что медленно, но верно наша марка и наша продукция становятся «своими» у российских потребителей. Конечно же, компания «Геберит» была не первой из устремившихся на российский рынок, в тогдашнюю отечественную действительность, и с тех пор развивается параллельно с прочими игроками. Однако качество и надежность — это те вещи, которые позволяют неуклонно формировать пул по-настоящему лояльных клиентов. Многие российские потребители, с которыми нам приходится общаться лично, говорят: «да себе-то лично я установил Геберит"...», что, откровенно говоря, приятно. С другой стороны, это не удивительно, ведь мы даем длительную гарантию на свою продукцию — одну из самых длительных, какую только можно позволить технически. Кроме того, наша компания производит специализированные монтажные комплекты для российского рынка, адаптированные под среднего российского покупателя.
Все это в совокупности, как я думаю, обеспечит развитие успеха нашей компании в ближайшем будущем.
А сколько составляет гарантия?
С.К.: Гарантия на монтажные элементы — 10 лет, что немало. В Европе 10 лет это средний срок между ремонтами. В нашей стране периодичность ремонта — 12-15 лет, но потребителю не стоит беспокоиться. Дело в том, что «Геберит» — это швейцарский продукт, а швейцарец нетороплив и напоминает наш Роскосмос: если он говорит, что гарантия 10 лет — он имеет в виду срок эксплуатации 15 лет, а если говорит «гарантия 15 лет», значит, это как минимум 30 лет эксплуатации. Вот один из примеров: один из наших первых объектов — гостиница «Космос» — была оборудована нашими сливными бачками в 1979-м году перед московской олимпиадой 1980 года. Все эти годы сливные механизмы прекрасно работают, и мы даже не зарабатываем на запасных частях, так как они практически не требуются.
Как выстроены системы дистрибуции и сервисного обслуживания, и чем они отличаются от европейских?
С.К.: Практически ничем. Хотя между европейским и российским менталитетами существуют некоторые различия. Потому что мы, с моей точки зрения, наполовину европейцы, наполовину азиаты. Когда приезжают наши менеджеры из Швейцарии и видят в интерьерах золото с красным цветом — это вызывает у них легкое недоумение, но зато радует среднего российского покупателя. При этом в Европе и России система дистрибуции идентичная — трехуровневая. Российское представительство, как и во многих других странах, не ведет коммерческой деятельности, мы ничего не продаем и не покупаем. Мы просто оказываем техническую и маркетинговую поддержку, а наши российские партнеры — оптовые компании — привозят продукцию из Швейцарии и продают ее на российском рынке конечным покупателям через розничные магазины.
Сервис тоже очень важен. Мы — компания, которая уделяет ему огромное внимание, несмотря на то, что наши монтажные элементы почти не требуют обслуживания. Российские реалии суровы — качество воды, к сожалению, не всегда соответствует среднеевропейскому. Низкое качество воды в совокупности с частым применением углеродистых труб и несоответствие техническим регламентам по проведению ремонтных работ приводит к появлению ржавчины и образованию засоров, и иногда требуется промывать какие-то засорившиеся изделия. Еще отличие европейского обслуживания от отечественного в том, что в России работать приходится на огромных территориях. Иногда требуется шесть-семь часов, чтобы достигнуть нашего клиента, обосновавшегося, например, на Камчатке. Европеец таким перемещениям очень удивляется — за это время можно облететь два или три раза всю Европу. Но, в случае необходимости, безупречный сервис должен быть обеспечен в любой точке мира, хотя он крайне редко необходим в случае с нашей продукцией,
Насколько сложно в установке ваше оборудование? Может ли специалист, профессионал, сантехник-инженер установить это оборудование не проходя какое-то специальное обучение?
С.К.: Да, может. Даже если это и не специалист. Наши инструкции не содержат слов, они одинаковы и для Японии, и для Швейцарии, и для России. С помощью рисунков и пиктограмм показано, как выполнить ту или иную операцию. Действия очень просты, их может сделать любой человек, нужны только элементарные навыки и инструмент, чтобы просверлить бетонную стену. Но, я думаю, тенденции меняются. Например, 10 лет назад я сам менял масло и тормозные колодки в своей машине «Москвич». Если вы сегодня поговорите с нашими соотечественниками-автомобилистами, то, например, в Москве большинство из них уже обращаются к специалистам в сервисные компании. Время проходит и люди все больше доверяют профессионалам — это проще, а иногда даже и дешевле. Поэтому смонтировать инсталляцию может любой, но я бы порекомендовал больше доверять этот процесс специалистам, которые сделают это быстрее и качественнее.
Расскажите, пожалуйста, о последних новинках, которые недавно «вышли в серию» или готовятся к выпуску. Что ожидать на российском рынке в ближайшее время?
С.К.: В этом году на выставке во Франкфурте представили новую модель AquaClean. AquaClean — это вода, которая делает вас чище... это изделие, содержащее в себе функцию унитаза и биде или гигиенического душа. Некоторые из наших моделей удаляют запахи, как только человек садится на унитаз, потом омывают его теплой водой, специально подогреваемой внутри до температуры человеческого тела, а после еще и сушат теплым феном. Индивидуальные настройки могут быть сохранены для каждого члена семьи. Так вот, новинка, которую мы выпустили в сотрудничестве с известным итальянским дизайнером Маттео Туном (Matteo Thun), называется AquaClean Sela. Красивый, элегантный и скромный минимализм сейчас особенно популярен в Европе. Мы уверены, что этот новый унитаз с функцией гигиенического душа завоюет покупателей как в Европе, так и в России. Рекомендую вам ознакомиться с его характеристиками и попробовать в действии. Я думаю, что человек, который хоть раз воспользовался нашими замечательными унитазами с функцией «биде» AquaClean, может навек потерять интерес к простым унитазам, а позже может совсем зачахнуть или умереть, если не посидит на них вновь. По крайней мере, так утверждал Джером К. Джером.
Я думаю, что каждая выпускаемая Вами модель заслуживает уважения, но есть ли какие-то отдельные продукты, за которые Вы испытываете особую гордость?
С.К.: Дело в том, что мы испытываем гордость за всю нашу продукцию, и поэтому, разобрав любое из наших изделий, вы увиди те, что на каждой маленькой детали продук ции «Геберит» стоит клеймо Geberit. Мы действительно гордимся своей продукцией все 139 лет, в течение которых мы занимаемся устройствами, связанными с водой — смывные механизмы, бачки встроенные в стену и т.д. Мы одни из первых выпустили сливной бачок из пластика, первыми предложи ли вмонтировать его в стену, изобрели один из первых монтажных элементов для подвес ного унитаза, который был тоже придуман в Швейцарии. Своим покупателям мы всегда говорим — вы можете найти на рынке ин сталляции дешевле, но лучше вы не найде те. Вот так вот «скромно» мы относимся к нашей продукции.