Хотелось бы кратко изложить цели и задачи экспертной секции «Нормативное регулирование и принципы инвестирования в проекты возобновляемой энергетики в изолированных регионах России на основе ГЧП (государственно-частного партнёрства)». К ним относятся: создание условий для обеспечения комплексного государственного подхода во внедрении возобновляемых источников энергии в сферу энергетики, ЖКХ, транспорта, строительства и эксплуатации объектов добычи природных ресурсов, а также механизмов, мотивирующих местные органы власти и хозяйствующие субъекты снижать топливную составляющую в энергосбережении подведомственных объектов с целью высвобождения средств компаний и местных и региональных бюджетов для развития. Не менее важная цель — формирование и развитие отечественной индустрии производства комплексов энергосбережения на основе ВИЭ и отдельных возобновляемых источников энергии с целью развития производственных сил, развития технологий и создания новых рабочих мест.
Мы ставим перед собой и ряд задач, решение которых будет способствовать достижению практически значимых результатов. Среди упомянутых задач — реформирование существующей нормативной базы регулирования розничного рынка в сфере возобновляемых источников энергии и нормативной базы формирования тарифов на приобретение энергии от возобновляемых источников на розничном рынке с целью привлечения на рынок ВИЭ долгосрочных инвестиций на основе ГЧП. Также мы ставим перед собой задачу проведения анализа и мониторинга существующей нормативной базы, регулирующей обязательства приобретения электрическими сетями электроэнергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, с целью компенсации потерь.
Кроме того, в наших планах анализ успешного опыта реализации проектов ВИЭ на «изолированных» территориях и розничном рынке электроэнергии и систематизация результатов положительного опыта использования ВИЭ в целевых регионах.
Было бы неверным ограничиваться своими силами, потому мы ставим для себя задачу привлечения дополнительных ресурсов — общественных, политических и деловых объединений России, профессиональных ассоциаций и экспертов из сферы возобновляемых источников энергии — для решения вопроса освоения ресурсов удалённых территорий и развития на них объектов промышленности, транспорта и социальной сферы.
Несомненно, мы не можем обойти кадровый вопрос и потому планируем создание программ обучения и переподготовки кадров, стажировок на базе ресурсов ассоциаций возобновляемых источников энергии в России и за рубежом, взаимодействие с ВУЗами по формированию программ обучения и с экспертами Российской Академии Наук в изучении возможностей ВИЭ в России.
В рамках активизации решения стоящих перед экспертной секцией задач, 27 ноября 2014-го года нами был проведён Круглый стол «Нормативное регулирование и принципы инвестирования в проекты ВИЭ в изолированных регионах России на основе ГЧП», на котором были заслушаны и обсуждены сообщения докладчиков в лице: председателя Комитета ГД ФС РФ по энергетике И.Д. Грачева, министра топлива и энергетики Республики Крым С.В. Егорова, заместителя генерального директора ОАО «Российские сети» В.И. Меже- вича, начальника Управления регулирования энергетической отрасли ФСТ России С.В. Гудковой, заместителя директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Е.Б. Гринкевича, президента Российской ассоциации ветроиндустрии И.М. Брызгунова, председателя Подкомитета ТПП РФ по анализу международного права М.Е. Грина и других по широкому кругу практических вопросов нормативного регулирования поддержки возобновляемых источников энергии в «изолированных» регионах России. Были рассмотрены принципы взаимодействия ВИЭ с сетевыми компаниями на розничном рынке, а также состояние промышленности производства оборудования для возобновляемых источников энергии.
В результате совместной работы участниками мероприятия были выработан ряд рекомендаций.
Первая из них состоит в необходимости обратиться к руководителям общероссийских политических партий России, представленных в Государственной Думе ФС РФ с предложением участия в работе над проектом «Развитие энергетики на «изолированных» территориях Российской Федерации» с привлечением специалистов ТПП РФ и других общественно-деловых объединений. Для данной работы предложено использовать возможности, предлагаемые экспертными группами Консультативного совета при Комитете Государственной Думы ФС РФ по энергетике. При этом необходимо объединить региональный опыт строительства объектов генерации на основе ВИЭ для обеспечения благоприятных условий продвижения законодательных инициатив в Государственной Думе. В рамках данных проектов следует использовать меж- комитетный (ГД ФС РФ) и межведомственный подход к формированию нормативного регулирования в сфере бюджетных отношений, производственной политики и тарифного регулирования с целью оптимального использования института государственно-частного партнёрства в этой сфере.
Второе — необходимо направить письма в адрес федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также субъектов РФ, где целесообразно использование источников ВИЭ, в которых обратить внимание на то, что создание благоприятных условий для использования возобновляемых источников энергии необходимо рассматривать в комплексе с мероприятиями по энергосбережению и учитывать их как обязательные при создании региональных программ освоения новых территорий и природных ресурсов.
Участниками было рекомендовано создать рабочую группу по формированию нормативноправовых предложений и изменений в Федеральное законодательство, с целью их передачи в Комитет ГД ФС РФ по энергетике
В основу третьего пункта рекомендаций легло мнение участников Круглого стола об уместности обращения в Комитет ГД ФС РФ по энергетике с предложением о создании экспертной секции «Мониторинг и развитие технологий энергообеспечения на "изолированных” территориях РФ» в составе Консультативного совета при Комитете ГД ФС РФ по энергетике. Кроме того, нужно учесть пожелания участвовавших в мероприятии представителей министерств, ведомств и организаций о включении их в состав членов упомянутой экспертной секции, с целью проведения последующей работы над нормативными документами на основе сбора, систематизации и анализа предложений регионов. Такая работа должна быть проведена по отношению к регионам, где использование проектов ВИЭ целесообразно с экономической точки зрения, и имеются предложения компаний, деятельность которых связана с освоением природных ресурсов, в части реформирования законодательства и нормативной базы использования объектов ВИЭ на розничном рынке.
И, наконец, участниками было рекомендовано создать рабочую группу по формированию нормативно-правовых предложений и изменений в Федеральное законодательство, с целью их передачи в Комитет Государственной Думы ФС РФ по энергетике в период сентябрь-декабрь 2015-го года в качестве поправок и законопроектов.
Для реализации поставленной задачи предложено организовать профильные обсуждения в профессиональных и общественных кругах с участием Комитета ГД ФС РФ по энергетике и членов Экспертной секции «Мониторинга и развития технологий энергообеспечения на "изолированных” территориях РФ» в рамках следующих мероприятий:
- Культурно-деловой форум «Дни России в Европе», Германия (24-28 апреля 2015 года);
- «Петербургский международный экономический форум», Санкт-Петербург (18-20 июня 2015 года);
- Общественные слушания в Малом зале Государственной Думы ФС РФ (сентябрь-октябрь 2015 года). •