В центре Москвы вот уже в течение нескольких лет развернута огромная строительная площадка. Вместо однообразных промышленных построек, которыми была занята большая часть Краснопресненского района, строится город будущего — Москва-Сити. Это уникальный градостроительный проект, в рамках которого создается 2,5 млн. кв. м офисных, гостиничных, торговых и рекреационных площадей. В планах застройщиков и инвесторов — создание единого интегрального информационного пространства, использующего новейшие телекоммуникационные системы и технологии, ресурсосберегающие технологии, независимые системы электро- и теплоснабжения, современную транспортную инфраструктуру, предусматривающую строительство линий метрополитена, миниметро и высокоскоростного наземного транспорта. Впервые в Восточной Европе будет создана зона деловой активности, которая объединит бизнес, проживание и досуг. Общая площадь Московского Международного Делового Центра (ММДЦ) “Москва-Сити” составляет около 100 га, из которых 60 га подлежат новой застройке. Выделенная территория — единственное место в центре Москвы, на котором может быть создан деловой район такого масштаба. В период с 1996 по 1999 гг. шел активный поиск оптимальных технических решений по проблеме энергоснабжения крупного градостроительного комплекса ММДЦ “Москва-Сити”. C привлечением экспертных западных фирм (Франция, Германия) прорабатывались варианты схем электроснабжения с учетом минимизации капитальных вложений и обеспечения надежности систем. ОАО “СИТИ” совместно с АО “Мосэнерго” неоднократно выносили вопросы электроснабжения комплекса на рассмотрение Правительства Москвы. Достигнуты соглашения между ОАО “СИТИ” и АО “Мосэнерго” о принципах и порядке энергоснабжения ММДЦ “Москва-Сити”, о применении в распределительных сетях ММДЦ “Москва-Сити” более прогрессивного и эффективного напряжения 20 кВ (вместо традиционного — 10 кВ). В настоящее время прорабатывается общая концепция и схемы энергоснабжения делового центра и транспортной инфраструктуры в районе ММДЦ “Москва-Сити” (мини-метро, СТС “Шереметьево”— “Москва-Сити”, Евровокзал, пересадочный узел метрополитена в центральном ядре), в которых планируется создание следующих центров (источников) питания: 1. Для электроснабжения — от двух (центров) источников питания с равномерной нагрузкой и поэтапным, последовательным наращиванием мощностей:
- От электрической подстанции “Мосэнерго” “ПС-”СИТИ-1” на участок 25А ММДЦ “Москва-Сити” (начальная фаза первой очереди строительства ММДЦ на период до 2004 г.);
- От теплоэлектростанции ММДЦ на 2-й Магистральной ул. (первая очередь строительства ММДЦ на период до 2010г.);
2. Для теплоснабжения — от двух центров (источников) питания с поэтапным, последовательным наращиванием мощностей:
- От РТС “Красная Пресня” через камеру 514 тепломагистрали №5 на Краснопресненской набережной (начата фаза первой очереди строительства ММДЦ на период до 2004г.);
- От теплоэлектростанции ММДЦ на 2-ой Магистральной ул. с добором тепла при кооперации с РТС “Красная Пресня”.
Делаются практические шаги по реализации системы энергообеспечения ММДЦ “Москва-Сити”:
- Осуществляется строительство магистрального коллектора с теплосетью от камеры №514 по Краснопресненской набережной, длиной 0,7 км;
- Ведется строительство коммуникационного коллектора от подстанции “СИТИ-1” до ММДЦ, длиной 0,35 км;
- Найдено оптимальное решение по прокладке магистральных сетей тепло- и электроснабжения на технологической эстакаде от теплоэлектростанции на 2-й Магистральной ул. до ММДЦ вдоль трассы 3-его Большого кольца, позволяющее резко сократить капитальные затраты и улучшить эксплуатационные характеристики. Начата разработка ТЭО;
- За счет средств АО “Мосэнерго” ведется проектирование электрической подстанции “ПС-”СИТИ-1” на участке 25А. Строительство будет завершено во II квартале 2002 г., к сроку ввода в эксплуатацию подземной части центрального ядра;
- Завершены проектные работы по высвобождению площади строительства теплоэлектростанции на 2-й Магистральной ул. (перебазирование угольного склада “Мосгорток” на временные площадки, перебазирование асфальтового завода УДХиБ “Пресненское” на смежный участок);
- Утверждено ТЭО строительства 1-ой очереди Теплоэлектростанции (Заключение Мосгосэкспертизы №91П5/00 МГЭ от 06.04.2001 г.);
- Начаты строительные работы по выводу угольного склада “Мосгортоп” на временную смежную площадку и демонтаж эстакады №2 — со сроком окончания работ в мае 2001 г.;
- Завершаются проектные работы по рабочей документации подготовительного периода строительства Теплоэлектростанции.
Теплоэлектростанция мощностью 200 МВт, распределительные пункты, сети тепло- и электроснабжения: Заказчик: ЗАО “СИТИ-ЭНЕРГО” Проектирование: “Моспроект-2”, ВНИПИ Энергопром, Россия Генеральный подрядчик: ООО “Лиард-Строй” Сроки строительства: 2001 — 2003 гг. — 1-я очередь 50 МВт Описание проекта: Теплоэлектростанция в составе ММДЦ “Москва-Сити” (ГТУ ТЭС) создается как независимый источник для обеспечения делового центра электроэнергией и теплом, как один из трех центров (источников) питания. Создание ГТУ ТЭС включает в себя следующие работы и технологичные сооружения:
- перебазирование угольного склада “Мосгорток” на временные площадки с последующим выводом склада на новый участок в районе Курьяново;
- перебазирование асфальтового завода УДХиБ “Пресненское” на смежный участок;
- строительство ГТУ ТЭС (1-ая очередь 50 МВт с поэтапным развитием до 100 МВт);
- газопроводы (2 нитки), длиной 1 км;
- связь с Краснопресненской РТС (для восполнения нехватки тепла);
- связь с системой Мосэнерго (для сброса излишков электроэнергии);
- магистральные сети тепло- и электроснабжения от ГТУ ТЭС до ММДЦ “Москва-Сити” на технологичной эстакаде вдоль 3-го автомагистрального кольца, длиной 1,2 км.
Статус проекта на настоящий момент Постановлением Правительства Москвы №306-ПП от 03.04.2001 ОАО “СИТИ” предоставлен земельный участок площадью 3,44 га по 2-ой Магистральной улице, 7А для размещения 1-й и 2-й очередей строительства Теплоэлектростанции. Разработано ТЭО строительства теплоэлектростанции на газотурбинном оборудовании, газопроводов и магистральных сетей тепло- и электроснабжения (подземный вариант). ТЭО 1-й очереди ТЭС согласовано со всеми заинтересованными городскими службами и Мосгосэкспертизой (Заключение №91-П5/00 МГЭ от 06.04.2001). Начаты подготовительные работы по освобождению участка строительства ГТУ ТЭС:
- завершено ТЭО перебазирования асфальтобетонного завода на смежный участок;
- завершен рабочий проект обустройства временных площадок для перебазирования угольного склада “Мосгортоп” и подобран новый участок в районе Курьяново;
- во II квартале 2001 года завершается перемещение угольного склада “Мосгортоп” на временную смежную площадку и демонтаж эстакады №2;
- в мае 2001 года завершаются проектные работы подготовительного периода строительства Теплоэлектростанции и начинаются строительные работы;
- начата разработка проекта магистрального коллектора теплосети и кабельных линий 20 кВ от ТЭС до ММДЦ “Москва-Сити”.
30 августа 2001 года состоялась официальная церемония начала строительства парогазотурбинной экологически безопасной теплоэлектростанции (ТЭС) ММДЦ “Москва-Сити” мощностью 220 МВт. Постановлением Правительства Москвы №306-ПП от 03.04.2001 ОАО “СИТИ” предоставлен земельный участок площадью 3,44 га по адресу: 2-я Магистральная ул., вл.7А — для размещения 1-й и 2-й очередей строительства Теплоэлектростанции. Развитие этого проекта планируется осуществлять поэтапно. К объектам первой очереди строительства “Москва-Сити” относятся: Торгово-пешеходный мост “Багратион” (сдан в эксплуатацию к 850-летию г. Москвы в сентябре 1997 г.), офисный комплекс “Башня 2000” на набережной Тараса Шевченко, д. 23а, Торгово-досуговый комплекс Центрального Ядра ММДЦ “Москва-Сити” с транспортно-пересадочным узлом метрополитена на участках №№ 6,7,8, участок № 9 с апарт-отелями и корпоративным жильём и элементами деловой инфраструктуры и участок № 10 с преимущественно офисной застройкой; участки №№ 2,3 — “Квартал на набережной” с офисно-жилой застройкой. Аквапарк — участок застройки № 4. Возникает естественный вопрос, откуда берутся средства на столь масштабное строительство и не ущемляет ли оно интересы той части москвичей, для которых будущий бизнес-центр не представляет никаких перспектив. Ответ на этот вопрос корнями уходит к маю 1992 года, когда ряд негосударственных финансовых и строительных компаний создал открытое акционерное общество “СИТИ”. С тех пор количество акционеров стремительно увеличивалось. На данном этапе держателями акций являются более 15 тысяч физических и юридических лиц. ОАО “СИТИ” является головной компанией одного из крупнейших в Москве холдингов, специализирующихся на создании, управлении и эксплуатации коммерческой недвижимости различного предназначения. В состав холдинга также входят ЗАО “СИТТЭКС” (техническая эксплуатация зданий и сооружений), ЗАО “СИТИ-ТЕЛЕКОМ” (телекоммуникации и связь на территории ММДЦ “Москва-Сити”), ЗАО “СИТИ-Строй” (строительство зданий и сооружений), ЗАО “СИТИЭНЕРГО” (развитие системы энергоснабжения на территории ММДЦ “МоскваСити”), ЗАО “СИТИ-Мед” (медицинское обслуживание). Кроме этого, ОАО “СИТИ” является одним из основных акционеров Муниципального банка “Москва-Сити”, одной из главных функций которого является финансовое сопровождение развития ММДЦ “Москва-Сити”. Таким образом, ничьи частные интересы не ущемляются. Правовой базой для развития ММДЦ “Москва-Сити” служат пять долгосрочных договоров, заключенных в период с 1994 по 1995 год Правительством Москвы и ОАО “СИТИ”:
- Генеральный договор об управлении и развитии проекта ММДЦ “Москва-Сити”,
- Два договора аренды участков земли на территории ММДЦ “Москва-Сити”,
- Договор на выполнение функций заказчика по Программе развития ММДЦ “Москва-Сити”,
- Генеральное агентское соглашение по сдаче в аренду коммерческих площадей на территории ММДЦ “Москва-Сити”.
Кроме этих договоров Правительством Москвы был принят Закон города Москвы от 12 июля 1999 года “О территориальной единице с особым статусом “Московский Международный Деловой Центр “Москва-Сити”. Принятый законодательный акт закрепляет и устанавливает режим наибольшего благоприятствования для российских и иностранных инвесторов и предпринимателей, принимающих участие в развитии Целевой комплексной программы Правительства Москвы “Московский Международный Деловой Центр “Москва-Сити”. Комплекс мер по достижению целей создания ТЕОС “Москва-Сити” предусматривает различные формы стимулирования деятельности участников, в том числе:
- льготы по налогам, предназначенным для направления в городской бюджет в соответствии с законодательством города Москвы о налогообложении;
- особый порядок установления ставок арендной платы за землю для участников ТЕОС “Москва-Сити”;
- право создания свободного склада;
- предоставление поручительств Правительства Москвы для привлечения инвестиций и кредитов;
- предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, или компенсации части процентных ставок за счет средств бюджетных фондов города Москвы;
- установление льготных ставок арендной платы за помещения и производственные фонды;
- предоставление гарантий Правительства Москвы или уполномоченных городских организаций по стабильности ставок и тарифов за энергоносители и коммунальные услуги;
- особые условия землепользования;
- сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию Целевой комплексной программы Правительства Москвы ММДЦ “Москва-Сити”. Предельная сумма средств, направляемая на программу, утверждается постановлением Московской городской думы по представлению мэра Москвы.
Льготы по налогу на имущество:
- при получении в собственность объектов (отдельных нежилых помещений) на территории ММДЦ “Москва-Сити” освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия и организации в части стоимости имущества, находящегося на их балансе и созданного в рамках реализации Целевой комплексной программы ММДЦ “Москва-Сити” за счет привлечения средств на период их полного возврата.
Земельные участки в ТЕОС “МоскваСити” предоставляются ее участникам на право аренды на основании договоров, которые заключаются с Правительством Москвы или уполномоченным им органом, или путем передачи в собственность. Передача земельных участков ТЕОС “Москва-Сити” в собственность ее участникам осуществляется по решению Правительства Москвы на открытых торгах или аукционах, а также по результатам реализации участниками ТЕОС “Москва-Сити” инвестиционных проектов на арендованных земельных участках в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы и Российской Федерации. В ТЕОС “Москва-Сити” действуют одинаковые условия и порядок предоставления земельных участков, включая условия платы за землю, для российских и иностранных инвесторов. Так что же будут собой представлять объекты будущего города? Рассмотрим подробно крупнейшие из них. Комплекс “Аквапарк” с подземными автостоянками (участок № 4 на схеме). Комплекс примыкает к набережной и непосредственно соединен с причалом речного пассажирского транспорта; его площадь составляет 1,74 га. Застройщик — ЗАО “Аква-Сити Палас”, подрядчик — ООО “Лиард-Строй”; разработка проекта: “Моспроект-2”, Россия; “Тхоместо Инжиниринг“, Финляндия. По окончании строительства будет создан многофункциональный досуговый комплекс “Аквапарк” с центральной водной зоной и гостиницей класса 5*. Бюджет проекта: 230000000 долл. США Аквапарк — это центр досуга, представляющий собой комплекс бассейнов, водных горок и аттракционов, ресторанов и кафе, торговых галерей и уютных магазинчиков, рассчитанный на ежедневную круглогодичную эксплуатацию. Аквапарк, по сравнению с обычным плавательным бассейном, предлагает более комфортабельные условия, большее количество мелкой воды, аттракционов и развлечений. Привлекательная внутренняя среда образуется тропическими ландшафтами, живописной “скалистой горой”, живой растительностью и разнообразными аттракционами. Гостиница представляет собой вертикальный объём жилых номеров — 30-ти этажное здание на 6-ти этажном пьедестале общественной зоны. Общественная зона гостиницы формируется ресторанным комплексом, торговой галереей, фитнес-центром, бильярдным залом и ночным клубом. В настоящее время закончена разработка ТЭО проекта “Аквапарка и Гостиницы” российскими проектными организациями; проведены инженерно-геологические изыскания под застройку; к границам участка подведены все коммуникации; все строения на участке снесены; полностью разработана рабочая документация на монтаж фундаментов комплекса. Многофункциональный комплекс — в составе Центрального Ядра (наземная часть) (Участки 6А,6Б, 7 и 8 на схеме). Площадь участков — 5,1 га. Заказчик — ОАО “СИТИ”, разработка проекта — “Моспроект-2”, Россия. Планируемая структура застройки Центрального ядра повышает экономическую эффективность использования территории за счет совмещения зон развлекательного и торгового назначения в сочетании с относительно недорогой гостиницей. В основу функционального зонирования Центрального Ядра заложены рекомендации консалтинговых компаний Bovis Europe и Jones Lang Lassale (Великобритания), проводивших совместно с ОАО “СИТИ” оптимизацию проектной стадии. Фактически, изложенная ниже структура застройки Центрального Ядра ММДЦ может видоизменяться в зависимости от пожеланий инвесторов, но основные ее параметры будут следующими: ШОППИНГ-МОЛЛ в составе сгруппированных по направлениям магазинов и бутиков по продаже отечественных, в том числе московских, и импортных товаров по широкой номенклатуре, а также игровой салон, небольшой кинотеатр для показа рекламных и мультипликационных фильмов. В составе шоппингмолла должны быть также несколько ресторанов в концепции фуд-корт, фаст-фуд и кафе, расположенные таким образом, чтобы концентрация посетителей в залах была равномерной, движение не затруднялось, создавалась атмосфера комфорта и уюта. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАЛ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ — современный комплекс, совмещающий в себе виртуальный кинотеатр, галерею, где проходят оригинальные шоу и выставки, с примыкающими барами, кафе. Комплекс проведения ДИСКОТЕК. Многофункциональный техно-комплекс, который совмещает в себе музыкальнотанцевальный центр, оснащенный по последнему слову аудио-, видео-, светои компьютерных технологий, где для любителей танцев, активного образа жизни предоставлены всевозможные направления современной музыки, а также к их услугам виртуальный салон, комнаты для релаксации, техношопы, бары, интернет-кафе. КОМПЛЕКС “МИР ЧУДЕС И РАЗВЛЕЧЕНИЙ” — сеть аттракционов, ориентированных как на детскую, так и на взрослую аудиторию. Предполагается создание тематических, скоростных и виртуальных аттракционов, способных удовлетворить любой вкус. РЕСТОРАЦИЯ — сеть заведений общественного питания (ресторанов), отвечающих высоким стандартам, представляющих кухни различных стран, доступных по ценам и рассчитанных на широкий круг потребителей. ГОСТИНИЦА, ориентировочно класса 3*** – 4**** на 300–350 номеров, в которой предусматриваются также спортивно-оздоровительные клубы, видеозалы, салоны красоты, рестораны, кафе, бары, бильярдные и т.д. Соседство с большим тематическим досуговым комплексом делает этот проект особенно привлекательным для туристов. Срок начала строительства назначен на август-сентябрь 2001 года, предполагаемый срок завершения строительства — 2003 год. Корпоративное жильё и апарт-отели (участок №9). Площадь участка 2,2 га. Предполагается строительство корпоративного жилья и апарт-отелей, в которых могут останавливаться гости ММДЦ, деловые партнеры арендаторов офисов, а также создание элементов деловой инфраструктуры, таких как локальный бизнес-центр, конференц-комплекс. В настоящий момент к границам участка подведены коммуникации и все строения на участке снесены. Бизнес-парк и гостиница (участок №10). Площадь участка 2,55 га. Планируется строительство корпоративного жилья и так называемого “офис-парка” — нескольких офисных зданий, отвечающих международным стандартам, с функционально сопряженными зонами отдыха: фитнес-клубом и ресторанами, гостиницы уровня 3***– 4**** на 250–300 номеров. Стадия его развития в данный момент не опережает предыдущий участок. Башня 2000 (участок № 27). Площадь участка — 1 га, Генеральный подрядчик — ЗАО “ФСГ “УЭЗ-Строймонолит”. Строительство начато в декабре 1996 года, и, несмотря на различные препятствия, 7 августа 2001 г. принят в эксплуатацию 1-ый пусковой комплекс “Башня-2000”. В состав 1-го пускового комплекса входят: высотная часть комплекса “Башня 2000”, в которой расположены офисные площади, бизнес-центр, медиацентр, общественные зоны, ресторан и кафе и часть площадей retail (предприятия розничной торговли и сервис-услуг). Офисный комплекс “Башня 2000” является западными воротами проекта “Москва-Сити”, открывающими новый деловой и досуговый центр столицы. Это 34-х этажное здание общей площадью более 60 тысяч кв. метров. На 4-х подземных (стилобатных) этажах объекта размещаются: автостоянка, торговые площади, рестораны, фитнес-центр и столовая для служащих. Офисные площади составляют более 26 тысяч кв. метров и располагаются на этажах с 3-го по 15-й и с 17-го по 26-й. На 8-м и 27-м этажах здания размещены бизнес-центр с широким спектром услуг, многофункциональный зал, медиа-центр и пиано-бар с панорамным видом на город. Бизнес-центр оснащен самыми современными аудио- и видеосистемами, кабинами для синхронного перевода, а также современными средствами телекоммуникации. Общее архитектурное решение объединяет офисный комплекс “Башня 2000” с торгово-пешеходным мостом “Багратион” и пятиуровневым зданием ресторанов на Краснопресненской набережной. Техническая концепция комплекса “Башня 2000” позиционирует его как “интеллектуальное здание” (“smart building”). Система устройства Интеллектуального Здания предполагает: единое интегральное информационное пространство, новейшие телекоммуникационные системы и технологии, структурированную кабельную систему, эфирное и спутниковое телевидение, современные системы передачи данных и доступ в Интернет, автоматические цифровые телефонные станции с интеграцией служб, систему местного радиовещания, систему сбора и обработки информации, охранной сигнализации, охранного телевизионного наблюдения, контроля и управления доступом. Фасад здания “Башня 2000” выполнен по технологии TRANSWALL из стекла и структурированного бетона, открытое эффективное пространство этажей позволяет гибкую планировку офисных помещений. Здание “Башни 2000” оснащено 17-ю полностью компьютеризированными скоростными лифтами фирмы “Schindler Aufzuege AG”, внешним панорамным лифтом фирмы “Kone Lifts”. Специальное оборудование фирмы “Thorn” позволяет осуществлять праздничное и будничное внешнее освещение здания. В подземной части Комплекса предусмотрена многоуровневая парковка для автомобилей арендаторов здания и его посетителей на 300 машиномест. Вдоль набережной Тараса Шевченко будет оборудована наземная автостоянка для гостей комплекса на 60 машиномест. Очевидно, что такой сложный и многофункциональный комплекс как “Москва-Сити” должен включать в себя самые современные инженерные и коммуникационные технологии и, кроме того, должна быть эффективно разрешена транспортная проблема. Для решения коммуникационной задачи, одновременно со строительными работами, проложены волоконно-оптическое кабели для подключения двумя маршрутами к телефонной сети общего пользования через цифровые коммутаторы ОАО “МГТС” и ЗАО “КОМСТАР”. В качестве первого коммутатора ММДЦ на объекте ТПМ “Багратион” установлена современная цифровая телефонная станция, позволяющая реализовать все возможности цифровой сети с интеграцией служб (ЦСИС). Строительство телекоммуникационной сети ведется с использованием как новейших технологий, так и апробированных технических решений, позволяющих обеспечить надежный и качественный доступ к услугам телефонии и передачи данных. Предусмотрено резервирование маршрутов выхода на сети общего пользования, междугородной и международной связи для ММДЦ, что определяет надежность и гарантированную непрерывность предоставления услуг пользователям. Строящаяся телекоммуникационная сеть ММДЦ “Москва-Сити” позволяет организовать независимые закрытые корпоративные сети пользователей с расширенным спектром услуг, одновременно являясь полностью “прозрачной” для основного количества абонентов в тех случаях, когда это необходимо. В качестве узловых устройств устанавливается оборудование ведущих производителей телекоммуникационных систем, поддерживающее все стандартные протоколы, рекомендованные международным союзом электросвязи. Это позволяет подключить к сети практически любое оборудование абонентов ММДЦ. В 2001 году предусмотрено строительство оптических линий связи для подключения ММДЦ к коммутаторам ОАО “РОСТЕЛЕКОМ” для организации доступа к международной и междугородной связи. Эти линии позволят зарезервировать маршруты выхода на международные и междугородные сети телефонной связи и передачи данных. К началу 2001 года были полностью завершены работы по внешним сетям хозяйственно-бытового водоснабжения комплекса. Также введены в эксплуатацию две раздельные нитки городского водопровода: от ул. Литвина -Седого (диаметр 600 мм, общая длина 2185 м), от ул. Поклонная (диаметр 80 и 1200 мм, общая длина 1590 м). Построено 1295 м канализационной сети, обеспечивающей основной прием и сброс сточных вод от объектов 1-й очереди ММДЦ “Москва-Сити”. Построены внешние сети к офисноделовому зданию “Башня 2000” на набережной Тараса Шевченко (кабельные линии — 17,3 км, канализации — 42 м, теплосеть — 38,0 м, газопровод — 1250 м), завершается строительство очистных сооружений. Особого внимания заслуживают также и все этапы решения транспортной проблемы. Расположение ММДЦ “Москва-Сити” в центре столицы позволяет обеспечить удобный доступ к комплексу путем развития существующей улично-дорожной сети, создания новых современных дорожных трасс, создания транспортных систем, соединяющих ММДЦ с общегородской транспортной инфраструктурой. 17 сентября 2001 г. руководителями МПС, мэрии Москвы и ОАО “Аэрофлот” подписано Соглашение о создании транспортной системы “Шереметьево — центр Москвы”. Проект организации транспортной системы предполагается реализовать в три этапа. На первом планируется соединить терминалы аэропорта Шереметьево с Ленинградским вокзалом. На втором этапе будет осуществлено строительство участка железнодорожной линии от делового центра “Москва-Сити” до платформы “НАТИ” Октябрьской железной дороги. На третьем этапе транспортную систему предполагается продлить до аэропортов Внуково и Домодедово и до города Зеленограда. В настоящее время построен автодорожный мост через р. Москву с развязкой под Кутузовским проспектом и эстакадным съездом на территорию ММДЦ “Москва-Сити”, участок 3-й кольцевой автомагистрали, “Западный въезд в ММДЦ”. Эти работы выполнены городскими структурами за счет средств дорожного фонда. С 1997 года функционирует торгово-пешеходный мост “Багратион” через Москву-реку, позволивший соединить между собой два района Москвы — Кутузовский проспект и Краснопресненскую набережную. Построены дороги вокруг ММДЦ с общей площадью 32 тыс. кв. м. Открыто транзитное движение городского автотранспорта от 3-его кольца через территорию ММДЦ и далее к Краснопресненскому выставочному комплексу. Построена дорога на набережной Тараса Шевченко от Украинского бульвара до офисно-делового здания “Башня 2000”. Совершенно уникальной частью решения транспортных проблем является создание мини-метро. Первоочередной участок линии мини-метро (длиной 2,78 км) запроектирован с присоединением к Филевской линии метрополитена на перегоне Киевская-Студенческая, через кварталы района Дорогомиловский с пересечением Кутузовского проспекта у площади Дорогомиловской заставы, с выходом в центральное ядро ММДЦ “Москва-Сити”, вдоль комплекса ММДЦ до пересечения с Внутригородской кольцевой магистралью (3-е кольцо) с учетом продления в перспективе до Евровокзала, проектируемого в районе платформы “Тестовская” Смоленского направления МЖД. Выбранная конфигурация линии мини-метро с интеграцией в существующую Филевскую линию даст возможность организации беспересадочного пассажирского движения от станции “Александровский сад” до станции “Москва-Сити” общей длиной 5,85 км. В качестве подвижного состава предлагается использовать универсальный подвижной состав на основе элементной базы серийных вагонов “Яуза” с учетом их модернизации при адаптации в линию мини-метро и с применением современного электрооборудования. На новой линии планируется разместить три станции: станция “Дорогомиловская” (2-ая очередь строительства) — между набережной Тараса Шевченко и Кутузовским проспектом у примыкания к нему Большой Дорогомиловской улицы; станция глубокого заложения с двумя вестибюлями, расположенными в торцах платформы. Выходы первоочередного южного вестибюля будут организованы в существующем подземном переходе через Кутузовский проспект и Большую Дорогомиловскую улицу; выходы северного (перспективного) вестибюля запроектированы к набережной Тараса Шевченко; станция “Международная” (1-ая очередь строительства) — в центральном ядре “Парка-Сити” ММДЦ, параллельно станциям Солнцевской (ТПК) и Митинско-Калининской линий метрополитена с северной стороны. Станция будет запроектирована в комплексе центрального пересадочного узла с учетом проекта, разработанного Моспроектом-2 Мастерской 6 и ОАО “Метрогипротранс”; станция “Москва-Сити” (2-ая очередь строительства) — вдоль внутреннего радиального проезда комплекса ММДЦ с максимальным приближением к автомобильной дороге с двумя вестибюлями. Западный вестибюль расположится в подэстакадном пространстве 3-го кольца с выходом в проектируемый подуличный переход. Выходы восточного (перспективного) вестибюля будут ориентированы к застройке 11, 12 участков комплекса. Проектирование станции будет осуществлено с учетом материалов Моспроекта-2 по организации транспортнопересадочного узла, в том числе размещения линии и станции СТС. Начало горнопроходческих строительных работ от ММДЦ “Москва-Сити” в направлении к станции “Киевская” намечено на сентябрь 2001 года. В настоящее время осваиваются строительные площадки. Для более четкого представления о перспективах уникального комплекса “Москва-Сити” наш корреспондент задал ряд вопросов администрации ОАО “Сити”. — Почему этой стройке уделяется особое внимание и чем вызвана необходимость появления Закона города Москвы? — Если говорить о “внимании, уделяемом стройке”, то следует, делать акценты не на отдельно взятом процессе создания того или иного объекта из определенного набора строительных материалов и подчиненного известным строительным технологиям, а о совокупности инфраструктурных преобразований, затрагивающих множество областей жизнедеятельности человека. Следует напомнить, что в последние годы Правительством Москвы и Московской городской Думой ведется активная работа по подготовке и утверждению комплексной законодательной основы, способствующей формированию устойчивого инвестиционного климата в Москве. Для любого стратегического инвестора, рассчитывающего на долгосрочные партнерские отношения, стабильность законодательной системы — “правил игры” — не менее важна, чем инвестиционный потенциал региона. Помимо уже работающего и успешно зарекомендовавшего себя Закона города Москвы “О территориальной единице с особым статусом ММДЦ “Москва-Сити”, разрабатываются проекты законов города Москвы “Об основах градостроительства в городе Москве” и “О разрешении на строительство в городе Москве при осуществлении градостроительной деятельности”. Одновременно с подготовкой проекта закона “Об инвестиционной деятельности в городе Москве” ведется анализ и проработка материалов для закона “Об инвестициях в недвижимость в городе Москве”, учитывающем особенности капиталовложений в объекты частной и муниципальной недвижимости. Целью Закона города Москвы “О территориальной единице с особым статусом “Московский Международный Деловой Центр “Москва-Сити” является развитие стабильной правовой и экономической базы для реализации крупномасштабного градостроительного проекта, а также создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в его реализацию. — Каким планируется управление будущим комплексом и как, в связи с этим, будут выстраиваться отношения с инвесторами? Из каких источников планируется основная отдача: с продажи зданий, помещений или сдачи их в аренду? — Для обеспечения эффективного управления объектами в составе ММДЦ “Москва-Сити” ОАО “СИТИ” предполагает по-прежнему концентрировать часть своих корпоративных усилий на организации и осуществлении маркетинговых исследований рынка недвижимости, агентской и риэлтерской деятельности. По принципам проектного управления созданы эффективные компании — самостоятельные акционерные общества с долевым участием капитала ОАО “СИТИ”. Например, компания ЗАО “СитиЭнерго”, взявшая на себя обязательства по 100%-му финансированию строительства, являющаяся заказчиком, девелопером проекта Теплоэлектростанции. Проект комплекса “Аквапарк с Гостиницей”, представляющий собой досуговый центр, комплекс бассейнов, водных горок и аттракционов, ресторанов и кафе, торговых галерей и уютных магазинчиков, рассчитанный на ежедневную круглогодичную эксплуатацию, реализуется ЗАО “Аква-Сити палас” — собственником, застройщиком, заказчиком и девелопером проекта с долевым участием ОАО “СИТИ”, выполняющего услуги консультанта. В отношении проекта “Апарт-отели и корпоративное жилье с элементами деловой инфраструктуры” на участке № 9 и проекта “Бизнес-парк и Гостиница” на участке № 10 в настоящий момент определяется финансовая структура и степень участия в проектах ОАО “СИТИ”. Наиболее привлекательным инвестиционным проектом в настоящий момент является Многофункциональный комплекс в составе Центрального ядра (надземная часть). Структура застройки Центрального ядра может видоизменяться в зависимости от пожеланий инвесторов. Проект реализуется по договоренности с инвестором/кредитором в зависимости от предлагаемых условий финансирования. Может рассматриваться схема долевого участия нескольких инвесторов. Девелопером и Заказчиком проекта также является ОАО “СИТИ”. — Какие новые, не используемые ранее строительные технологии используются на объекте и есть ли среди них “ноу хау”, применяемые только на этом комплексе? — Например, при строительстве офисного комплекса “Башня 2000” применен структурированный гранитный фасад по технологии TRANSWALL, сочетающей высокие эксплуатационные показатели и подчеркнутую эстетику современных офисных комплексов класса “А”. С учетом высотности здания использовано скоростное лифтовое оборудование Schindler, оснащенное компьютерной системой управления и обработки запросов Miconic 10, позволяющее оптимизировать потоки посетителей и арендаторов по всем 34 этажам многофункционального здания. Установлен первый в Москве высотный панорамный лифт Kone, позволяющий связать общественные пространства здания с конференцзалом на 27-м этаже. Используя мировой опыт и практику создания автономных теплогенерирующих систем для объектов такого уровня, каким является новый офисный комплекс, на крыше здания устроена независимая газовая котельная на оборудовании Teledyne, позволяющая управляющей компании снижать издержки на горячее водоснабжение и отопление здания. Перечень технических новинок и инженерных решений можно продолжить, но несомненно основной задачей, решаемой при выборе тех или иных технологических “ноу хау”, являлась оптимизация и снижение текущих эксплуатационных затрат, возникающих при управлении комплексом “интеллектуального здания” в сочетании с основными требованиями по созданию офисного комплекса класса “А”. Реализованный ранее Торгово-пешеходный мост “Багратион” в основе своей конструкции содержит пространственную стальную ферму, выстроенную методом надвижки и позволившую создать изящную конструкцию, отвечающую всем требованиям эксплуатационной безопасности, предъявляемым к мостовым сооружениям. В сочетании с четкими линиями фасадов и интерьерами, решенными в стиле high-tech, пешеходный мост по праву стал визитной карточкой Делового Центра Москвы XXI века. — Как возникло архитектурное решение комплекса, использовался ли зарубежный опыт строительства бизнесцентров и как “Москва-Сити” впишется в облик столицы? — При создании новых архитектурных комплексов следует учитывать несколько важных факторов: архитектурная концепция проекта должна быть новой и оригинальной, в то же время она должна органично вписываться в общий городской стиль и дополнять его. Кроме того, немаловажными являются такие аспекты, как историко-культурные традиции, мировой градостроительный опыт, особенности менталитета и даже климат. Успех проекта гарантирован только при условии тщательной проработки всех этих обстоятельств. Проект ММДЦ “Москва-Сити” был разработан в 1994 году персональной творческой мастерской Б.И. Тхора и канадским бюро архитектора Зайдлера (Zeidler Roberts Partnership Architects), а в августе того же года проект был одобрен президиумом Архитектурного совета столицы и рекомендован к дальнейшей работе. Комплекс “Москва-Сити” создаст законченную пространственную композицию на берегу Москвы-реки, органично впишется в окружающий ландшафт и станет одним из самых интересных архитектурных комплексов столицы. Высотные здания, расположенные вдоль Москвы-реки и устремленные в небо, создадут ощущение полета и простора. Материалы, используемые при строительстве центра, выбраны в соответствии с московским климатом и архитектурой окружающих зданий. Фасады зданий будут выполнены в едином стиле из комбинации металла, стекла и камня светлых тонов.Говоря об архитектурном решении “Москва-Сити”, следует помнить о том, что этот проект вобрал в себя лучшие западные традиции градостроения. Аналогичные деловые центры есть в крупнейших городах мира: Battary Park City в Нью-Йорке, Canary Wharf в Лондоне, First Canadian Place в Торонто. Но “Москва-Сити” — это не слепое подражание, а попытка создать нечто концептуально и визуально новое, неповторимое, адаптировать западный архитектурный опыт к российским реалиям. За десять лет проект ММДЦ претерпел некоторые изменения, и это вполне естественно, так как является закономерным следствием экономических, политических и социальных изменений. По словам мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, “концепция московского “Сити” не является застывшей, она все время адаптируется к условиям реальной жизни”. P.S. Ю.М. Лужков не исключает возможность переезда мэрии в деловой центр “Москва-Сити”. Об этом было сказано на встрече с представителями американских компаний, ведущих бизнес в Москве. Объединение структур мэрии в одном административном комплексе эффективно как с экономической, так и с организационной точки зрения. Сейчас подразделения мэрии располагаются в 28 зданиях в центре Москвы. Эти площади можно было бы передать в аренду российским и зарубежным фирмам. С другой стороны, концентрация городских служб в одном месте сделает их работу более управляемой и оперативной.