Алексей, в ближайшее время состоится Форум по промышленному кондиционированию и Чемпионат климатехников, мы поговорим об этом, но сначала хотелось бы задать другой вопрос. Ты недавно учредил ассоциацию — некоммерческое партнёрство «Ассоциация Климатехников», расскажи, пожалуйста, какие цели преследует её создание?

— Да, «Ассоциация Климатехников» зарегистрирована недавно, но как клуб единомышленников существует давно, и сейчас возникла необходимость для создания юридической основы для следующего этапа нашего развития. Начало деятельности партнёрства можно датировать 2017 годом, когда мы приступили к разработке программ профессионального образования, в 2018-м был запущен первый Форум по промышленному кондиционированию, с 2019-го работает «Центр подготовки климатехников», на базе которого мы реализуем программы дополнительного образования для специалистов отрасли. В 2020 году был учреждён чемпионат. Таким образом, проекты, по сути, реализуются уже давно.


Алексей Кравченко, председатель «Ассоциации Климатехников»

Ты упомянул проект «Центр подготовки климатехников». Можно ли о нём чуть подробнее?

— «ЦПК» органично появился из программы среднего профессионального образования. Потребность климатической отрасли в кадрах давно выявлена, поэтому подготовка специалистов рабочих специальностей, образованием и обучением которых до 2017 года м ало кто занимался, просто необходима. Не было даже образовательных или профессиональных стандартов, они появились в 2014–2015 годах. Как только появились стандарты, возникла профессия, появилось и дополнительное образование. В данный момент нами выпущено уже около 200 специалистов. Сейчас реализуются следующие программы: монтаж бытовых и полупромышленных систем кондиционирования, монтаж мультизональных систем кондиционирования, сервис и ремонт оборудования, сейчас запускается программа по эксплуатации климатического оборудования. У нас большая лаборатория, около 200 метров, она полностью оборудована обучающими стендами, работающим оборудованием. Это лаборатория, в которой мы со студентами постоянно разбираем и собираем, ломаем и чиним оборудование. Обучающиеся получают не только практику и компетенции, но и документы государственного образца, которыми они в дальнейшем могут подтвердить свою квалификацию как специалиста.

Теперь о форуме и чемпионате. Скажи, пожалуйста, какие основные темы будут освещены в этом году на форуме, каким аспектам будет уделено основное внимание?

— Темы мы меняем ежегодно, но концепция форума остаётся: создать некую коммуникационную площадку между всеми участниками процесса строительства климатических систем, то есть это непосредственно строительные, проектные организации, климатическое сообщество, сфера образования, государственные учреждения. Мы стараемся объединить всех на нашем мероприятии для того, чтобы ввести в некое единое понятийное поле, обсудить, какие есть инновации в проектировании, оборудовании, для того чтобы потом, в рабочей среде, было меньше вопросов, меньше нестыковок. Наша основная идея заключается в том, что процесс климатизации помещений должен быть непрерывным — от изначальной разработки концепции до монтажа и запуска оборудования это должен быть единый подконтрольный процесс. Выбор в этом году пал на тему «Климатизация спортивных сооружений и объектов промышленности». Мы видим некую связь этих объектов, потому что они специфичны. Специфика их заключается в том, что это цеха или спортивные пространства, они предполагают единый объём помещения, которому требуется некое климатическое зонирование. И здесь есть определённые сложности — для реализации таких объектов требуются непростые, специфичные решения.

А что касается трендовых, инновационных направлений? Их затронут профессионалы на форуме?

— Нам бы хотелось раскрыть тему энергомоделирования. Это новая, интересная тема. Как смоделировать все процессы и понять, какое технологическое решение наиболее подходит на данном объекте? Нам интересно показать инновации или энергоэффективные решения, которые технологически можно создать на данных объектах, нетривиальные решения.

Технологии сейчас позволяют сделать хороший проект, с просчётом всех процессов, с расчётом аэродинамики, смоделировать всё в информационной среде, проанализировать и выдать правильное решение, в том числе с подбором нужной технологии. Интересно расширить диапазон применяемого оборудования. Много недооценённых технологий, которые не получили в нашей стране должного распространения, в том числе по причине слабой информированности застройщика. Как привыкли, так все и проектируют…

Переходя от форума к чемпионату: скажи, а какое влияние участие в чемпионате оказывает на профессиональные судьбы участников? Как молодых, так и опытных специалистов?

— На молодых участников и профессионалов — совершенно разное. Если говорить о студентах, то влияние чемпионатной деятельности на их судьбу — прямое, ведь это их портфолио. Ребята принимают участие в чемпионатах с определёнными результатами, в дальнейшем они приходят к работодателю и говорят: «Я — специалист, я закончил колледж, вот моя чемпионатная история». Как мы знаем, диплом среднего профессионального образования не даёт гарантии, что перед нами готовый к работе специалист, но в чемпионатах невозможно хорошо выступить без подготовки, знаний и навыков, а значит это весомый критерий для работодателя.

Кроме того, за теми, кто участвует в конкурсах профессионального мастерства, начинают наблюдать ещё со второготретьего курса. Одно то, что они там есть, уже говорит о профессиональном потенциале студента. И когда ребята выходят из колледжа, они уже прошли практику у работодателя и знают, где они будут работать. Наш опыт показывает, что такие выпускники действительно проявляют себя очень хорошо и выходят практически «готовыми» специалистами.

Что касается участия в чемпионате профессионалов, то есть людей, которые уже трудоустроены и работают, говорит о том, что сама компания желает развиваться, развивать своих сотрудников, ищет дополнительные способы мотивации своих работников, кроме финансовых. Лучшая похвала для нас — когда они говорят: «Мы целый год готовились и на этом чемпионате всех порвём».

Это хороший способ «оставаться в реальности» — самому прийти и проверить. Это же здорово!

— Прийти, проверить, кому-то что-то доказать, «засветиться». Они получают дипломы о том, что они участники чемпионата. Здесь есть ещё одно важное качество чемпионата: во время оценки участников у нас происходит процесс оценки квалификации каждой команды в целом по 150 критериям. Это всесторонние оценки экспертов, которые позволяют выявить ошибки, допускаемые специалистами не только на чемпионате, но и в работе. По завершении соревнований мы выдаём оценочные листы, и участники видят, какие ошибки допустили, а это повод задуматься, как они работают, какие требования при монтаже не выполняют, и исправить эти ошибки.

Увидеть ранее незаметные «подводные камни».

— Конечно, ведь эти ошибки иногда приводят даже к несчастным случаям на производстве и к нарушениям технологии при монтаже оборудования. Так принято у нас в отрасли: люди учатся «от монтажника к монтажнику», наставник вместе со своими компетенциями передаёт и свои ошибки. Так развивалось несколько поколений, в 1990-х годах, когда появилось кондиционирование, но никакого образования не было, все учились друг у друга. Когда мы говорим, что задаём определённые критерии, стандарты, в них проработана та технология монтажа, которая должна быть на производстве, чтобы как раз не допустить те самые ошибки, которые ведут к неисправности оборудования, травмам и т. д. Опять же грамотно применять инструмент, не допускать заломов на трубе, правильно делать вальцевание, опрессовку, снимать параметры с оборудования. Масса критериев, по которым можно смотреть, как специалист выполняет работу, и наша практика показывает, что готовых на 100 процентов специалистов очень немного. Хотя есть уникальные участники, которые пришли, выполнили монтаж и уехали, ни на что не рассчитывая, а мы им звоним: «Вы победили!», они не верят…

А какие стенды используются, можешь описать?

— Материально-техническая база чемпионата состоит из двух стендов для монтажа бытовых систем кондиционирования и стенда для монтажа мультизональной системы. Но важна не конструкция, на которую монтируется оборудование, — важна методическая документация, позволяющая производить обучение на этих стендах специалистов, не применяя полноценного монтажа на стену, потому что это всегда дорогостоящая история. Нужно было создать материально-техническую базу, износ которой будет минимальный. Если ты делаешь несколько выпусков в год, вот тут-то и встанет этот вопрос. Плюс как провести чемпионат без стендов? На стену никто монтировать не даст. Стенды по бытовым системам появились задолго до нас, а вот стенд по VRF-системам разработали полностью мы. Всю методическую документацию пришлось создавать с нуля и адаптировать для учреждений среднего профессионального образования, чтобы они самостоятельно могли применять их у себя, а мы не беспокоились об износе и порче оборудования. Чётко прописано, как смонтировать/демонтировать оборудование, как его отладить и т. д. В лаборатории колледжа, скажем, лаборант не всегда имеет навыки монтажа климатического оборудования, но должен это реализовывать. Это повсеместная история: учебные стенды, плюс обучающая методическая документация, плюс методика оценки квалификации. И уже можно работать.

Меняются ли критерии оценки на чемпионате, подходы к ней?

— Все изменения произошли при подготовке к прошлому чемпионату, в этом году внесены минимальные изменения. В дальнейшем мы планируем развивать сам состав конкурса: кроме бытовых и мультизональных систем есть желание пойти в сторону вентиляционного оборудования, поиска неисправностей и ремонта оборудования. Есть отдельный стенд, но пока нет методики. Когда всё будет готово, мы защитим эту компетенцию и будем применять на чемпионатах.

На мой взгляд, чемпионат и «Центр подготовки климатехников» являются гранями одной очень удачной профессиональной концепции. В связи с этим можешь поделиться какими-то впечатлениями, комментариями от участников, которые «выпустились» из «ЦПК»?

— У нас в «Центре» есть традиция: по завершении курса мы обязательно собираем обратную связь. Как правило, ребята, которые у нас учатся, не очень эмоциональные, и не всегда понятно, понравилось или не понравилось. Кроме того, нам важно услышать мнения и сделать наш курс лучше. Просим писать всё, что не понравилось, ведь похвалить всегда успеют… Тем не менее, нареканий очень мало. Единственный комментарий, который мы получаем регулярно, это «нехватка времени». Но, к сожалению, мы не можем сделать курс бесконечно длинным, у нас он недельный — стандартные 54 часа дополнительного образования. И курс пролетает быстро! Много практики: люди работают с трубой, с оборудованием, производят монтаж-демонтаж, каждый успевает всё попробовать. Мы понимаем, что на две недели никого с работы не отпустят, а неделя — это такой удобный для всех период, но с условием, что люди будут дальше отрабатывать полученные навыки в работе.

Можно ли оценить, какое влияние оказали эти два проекта на профессионализм в климатической отрасли региона?

— Это сложно оценить, но тот факт, что люди возвращаются, отучились на бытовой сегмент, а через год приходят на VRF, далее на сервис, говорит сам за себя. Также и с нашим чемпионатом: его ждут, к нему готовятся…

Расскажи, у тебя, как организатора всех этих проектов, какие планы на будущее? Если, конечно, ими можно уже поделиться.

— Сейчас в планах развитие «Центра подготовки климатехников» географически. Многие люди не могут к нам приехать, потому что находятся далеко. А мы хотим транслировать свой опыт в регионы и стать ближе к желающим обучаться. Хотя есть пример с Таганрогом, откуда в Екатеринбург на обучение приезжали несмотря на довольно длинный путь, так как аэропорты на юге не работают. С чемпионатом — аналогичная история. Если у нас будут центры в регионах, мы сможем делать региональный этап там, а финал — в Екатеринбурге. Также и для «Ассоциации климатехников» есть другие направления, которые мы планируем развивать и реализовывать в ближайшее время.