Ни для кого не секрет, что с самого начала реализации энергоэффективных реформ в российском ЖКХ на их пути возникло серьезное препятствие. Любые энергосберегающие мероприятия дают очевидную и вполне реальную экономию, а значит — прибыль. Однако для ее получения нужно сперва вложить определенную сумму в модернизацию и обождать несколько лет, пока затраты окупятся за счет сокращения расходов на коммунальные ресурсы. Главный вопрос состоит в том, где взять средства для первичных инвестиций. Закон «Об энергосбережении» возлагает решение этой задачи на энергосервисные компании (ЭСКО), предполагая, что последние будут привлекать в энергосбережение стороннее финансирование. Однако отсутствие отработанных механизмов и гарантий возврата вложенных средств, а также во многом неопределенный статус самих ЭСКО затрудняют переход от больших планов к масштабным действиям. Тем не менее, пока на высших уровнях управления экономикой и государством пытаются нащупать решение проблемы, на местах зачастую находят его самостоятельно. Необходимость проведения энергосберегающих мероприятий в подотчетных домах специалисты управляющей компании «Юбилейный’2007» (Кострома), в ведении которой находится почти четверть жилого фонда города общей площадью 1,1 млн м2, осознали уже давно. А подведя итоги аномально холодной зимы 2009–2010 гг., здесь поняли, что принимать меры нужно немедленно. И в первую очередь — по модернизации систем теплоснабжения многоквартирных домов. «Прошлая зима показала, что при сильных морозах тех средств, которые горожане платят за отопление по нормативу с квадратного метра, не хватает на покрытие наших расходов по отоплению, — говорит Виталий Синев, генеральный директор компании “Юбилейный’2007”, депутат Думы города Костромы. — По приборам учета мы остались должны энергетикам. В то же самое время наши расчеты показали, что тепло используется неэффективно, особенно в межсезонье». По словам специалиста, проблема заключается в том, что отопительные системы жилых домов не оснащены средствами регулирования подачи тепла. Здания получают его столько, сколько способна дать теплосеть, невзирая на реальную потребность. Морозы продолжаются не весь отопительный сезон, а радиаторы в домах горячие постоянно. Потребляя зачастую лишнее тепло, собственники попросту рассеивают его в атмосферу через открытые форточки. Управляющая компания по итогам сезона считает убытки. Тогда как при наличии регулирования теплопотребление не только укладывалось бы в норматив, но суммарно было бы ниже. Выходит, что там, где сегодня лишь убытки, скрыта потенциальная прибыль. Существует и другая причина, объясняющая, почему в «Юбилейном’2007» уделяют такое внимание экономии тепла. «Это элементарный закон бизнеса, — говорит Виталий Синев. — Если мы, вместе с собственниками, сэкономим на отоплении, то сможем эти средства направить на другие мероприятия, в том числе энергосберегающие: ремонт подъездов, установку пластиковых окон и прочее. Квартплата и так для многих высока, у людей часто нет возможности дополнительно оплачивать ремонтные работы, а так они смогут провести их за счет экономии на платежах за тепло». Однако для того, чтобы все это стало реальностью, необходимо было привлечь инвестиции и обеспечить гарантии возврата средств. На сегодняшний день, как уже говорилось в самом начале, реализацию этой задачи затрудняет отсутствие отработанных экономических и юридических механизмов. Сами же собственники необходимыми финансовыми ресурсами, как правило, не располагают, именно поэтому при разработке стратегии энергосервисных мероприятий правительством была сделана ставка на их самоокупаемость. В управляющей компании решили не дожидаться того момента, когда «наверху» найдут ответы на все вопросы, и вложить в модернизацию собственные средства. А жильцам предложили принять участие в специально разработанной программе модернизации отопительных систем, по сути своей очень близкой к энергосервисному контракту. Она предполагает, что управляющая компания за свой счет устанавливает в домах автоматизированные тепловые узлы Danfoss с погодным регулированием. Принцип их действия таков: автоматика управляет подачей тепла в дом в соответствии с колебаниями уличной температуры. Таким образом, микроклимат в квартирах всегда остается комфортным, но при этом никогда не становится слишком жарко. А поскольку во всех домах установлены теплосчетчики, полученная экономия немедленно фиксируется. Жильцам модернизация ничего не стоит, они продолжают платить за отопление по нормативу, а разница между суммой этих платежей и реальной стоимостью израсходованной тепловой энергии идет на погашение стоимости теплового узла. Предполагаемый срок окупаемости оборудования составляет, по расчетам специалистов «Юбилейного’2007», не более пяти лет. После чего жильцы станут платить за тепло уже по счетчику, получая не только комфорт, но и реальную экономию. Так, на территории одной отдельно взятой управляющей компании, была фактически реализована прописанная в законе «Об энергосбережении» схема энергосервисного контракта. На сегодняшний день в рамках предложенной управляющей компанией программы тепловая автоматика установлена уже в 13 костромских домах. Еще в нескольких монтажные работы ведутся в настоящий момент. И заявки продолжают поступать. «Мы применяем технологию, которая позволяет проводить работы круглый год, не прерывая их на время отопительного сезона, — рассказывает Виталий Синев. — Новое оборудование монтируется параллельно старому элеваторному тепловому узлу. И когда монтаж завершается, мы просто переключаем дом с одной системы на другую». Этот подход вполне могли бы взять на вооружение эксплуатирующие организации в других регионах страны, ведь обычно на время холодов — а это большая часть года — все работы на системах отопления прекращаются. Опыт «Юбилейного’2007» показывает, что фактически темпы проведения энергосберегающих мероприятий могут быть увеличены в два раза. Хотя отопительный сезон только начался и подводить окончательные итоги пока рано, для специалистов управляющей компании уже очевидно, что в своих расчетах они не ошиблись. «По всем домам зафиксирована экономия тепла от 15 до 40 процентов, — говорит Виталий Синев. — Поэтому мы собираемся не только продолжать монтаж автоматизированных тепловых узлов, но и переходить ко второму этапу — установке на стояках автоматических балансировочных клапанов Danfoss. Это позволяет добиться равномерного распределения тепла по дому и исключает возникновение хорошо всем знакомых ситуаций, когда в одном подъезде жарко, а в соседнем — холодно. Кроме того, балансировка дает дополнительную экономию». Интересно, что в управляющей компании не собираются останавливаться и на этом. Так, до конца отопительного сезона 2010–2011 гг. здесь собираются установить в нескольких домах приборы для регулирования теплопотребления непосредственно самими жильцами на батареях — автоматические радиаторные терморегуляторы. А также перевести эти дома на поквартирный учет тепла. «Радиаторный терморегулятор устанавливается на трубе, по которой горячий теплоноситель поступает в отопительный радиатор, — объясняет Денис Авенс, региональный директор компании “Данфосс” по Центральному федеральному округу. — Устройство состоит из клапана и термостатического элемента. С его помощью вы устанавливаете нужное вам значение температуры воздуха в помещении, после чего терморегулятор автоматически поддерживает его, при необходимости открывая или перекрывая подачу горячей воды в радиатор. Таким образом, обычная комнатная батарея начинает работать как электрический масляный калорифер с термостатом». По словам специалиста, благодаря применению этой технологии каждый собственник получает возможность устанавливать у себя дома такую температуру, которая больше ему подходит. Причем это можно делать отдельно для каждой комнаты. Если же вместе с терморегуляторами установить на каждой батарее индивидуальный счетчик-распределитель, фиксирующий количество отданного отопительным прибором тепла, то и платить каждый сможет только за свое, индивидуальное теплопотребление. Полученная в результате дополнительная экономия на платежах за отопление в целом по дому может составить 15–20 %, а для отдельных экономных жителей она достигает иногда 50 %.Опыт «Юбилейного’2007» доказывает, что энергосбережение в ЖКХ — это не очередной лозунг, а реальная возможность экономии и перспективное направление бизнеса. Для тех, кто умеет его организовать и грамотно построить свою работу с потребителями. Как отметил недавно президент России Дмитрий Медведев, залог успеха энергоэффективных мероприятий — в осознании собственниками того факта, что цель этих мероприятий — экономия их личных средств. В Костроме это хорошо понимают.
Энергосбережение и реформа ЖКХ
Опубликовано в журнале СОК №1 | 2011
Rubric:
Ни для кого не секрет, что с самого начала реализации энергоэффективных реформ в российском ЖКХ на их пути возникло серьезное препятствие. Любые энергосберегающие мероприятия дают очевидную и вполне реальную экономию, а значит — прибыль. Однако, для ее получения нужно сперва вложить определенную сумму в модернизацию.