За прошедшие годы Фондом было реализовано достаточно много пилотных проектов по региону. Ранее приходилось, в основном, проводить обследование бюджетных учреждений, устанавливать приборы учёта, потом их обслуживать. В настоящее время в указанном секторе обслуживается больше 350 приборов (в основном, учёта тепла). Другое направление работы организации — проведение технического надзора за работами, выполненными на бюджетные средства, вкладываемые в энергосбережение. Речь идёт о противодействии выигрывающим конкурсы подрядчикам, которые пытаются за небольшие деньги получить заказ на проведение серьёзных работ в области энергосбережения. Мы предлагаем технадзор и, в результате, практически «выдавливаем» недобросовестные компании с этого рынка.
Кроме того, Фонд по соглашению с Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ведёт базу топливного баланса области и, таким образом, обладает обширной информацией по состоянию и контролю именно аспекта энергоэффективности в бюджетных государственных учреждениях. В таких организациях выдаётся задание по экономии, отслеживается ход выполнения работ и анализируются изменения показателей в конкретных организациях.
Одним из основных направлений работы Фонда является внебюджетное финансирование региональной программы энергосбережения. В данном случае особенно важно акцентировать внимание на слове «внебюджетное», поскольку Фонд формируется как из тех средств, которые он зарабатывает сам, так и из средств отчислений энергетических компаний в области, с которыми мы заключаем соглашения на выполнение региональной программы энергосбережения.
Одно из направлений работы НКО Фонда «Энергоэффективность» — проведение технического надзора за работами, выполненными на бюджетные средства, вкладываемые в энергосбережение. Речь идёт о противодействии выигрывающим конкурсы подрядчикам, которые пытаются за небольшие деньги получить заказ на проведение серьёзных работ в области энергосбережения
Не менее важные направления — консалтинг, разработка инвестиционных программ, подготовка и реализация пилотных проектов. Один из них — «Системное решение проблем малой энергетики». Данная программа охватывает не только энергетику, которая сконцентрирована в городе Ярославле, а весь энергетический сектор региона. В Ярославской области сегмент малой энергетики представлен линейкой котельных от 0,2 до 20 Гкал. Основная их часть работает на газе. В негазифицированных районах используются мазут, уголь, дрова, электроэнергия. Часть школ, детских садов, находящихся в сельской местности, отапливается электрокотлами.
Сегодня стоит задача замещения топлива на более дешёвое — в нашем регионе это щепа. Мы считаем, что процесс производства тепла должен стать максимально автоматизированным для исключения влияния человеческого фактора — специалистов по обслуживанию не хватает, а на селе их просто нет вообще. Котельные должны дистанционно управляться операторами, а сервисная организация — обеспечивать функционирование налаженной схемы ремонта.
Необходимо стремиться к тому, чтобы оборудование было достаточно эффективным. В этой связи у нас появилась программа перевода на местные виды топлива. Не секрет, что в Ярославской области очень много торфа. При этом простого сжигания этого вида энергоносителя мы хотели бы избежать. Сейчас ищем технологию его газификации, с тем чтобы можно было вблизи места добычи ставить оборудование и получить на выходе тепло и электроэнергию.
Сегодня нами уже выполнено несколько пилотных проектов котельных с тем, чтобы была возможность показать инвестору его реальные затраты и возможности применения подобных объектов в реальных условиях. Средний тариф газовых котельных в Ярославской области составляет около 1000 руб., для работающих на мазуте — около 2000 руб., на угле — несколько выше. Электронагревательные системы вырабатывают тепло стоимостью свыше 6000 руб/Гкал. По нашему мнению, такой способ выработки тепловой энергии можно считать практически преступлением — настолько это расточительный подход.
Очень важен механизм вхождения инвестора в программы. Его Фонд прорабатывает уже больше года, «обкатывает» на разных инвесторах. Последние уже подписали соглашение на Форуме, который проводился в начале декабря 2014 года на V Ярославском энергетическом форуме. К сожалению, после подписания дело так и не перешло в стадию практической работы. В настоящее время мы прикладываем определённые усилия к тому, чтобы возобновить процесс, пойти дальше, потому что силами области — без помощи инвесторов — это сделать не удастся. Для осуществления программы «Системное решение проблем малой энергетики» (в зависимости от изменения стоимости оборудования) требуется вливание больше 1,5 млрд руб. Срок окупаемости проектов в рамках данной программы варьируется в зависимости от типа используемого оборудования и нюансов его эксплуатации. Например, проекты по замене электрокотлов окупаются быстрее, нежели модернизация газовых котельных. Если речь идёт об оборудовании, работающем на мазуте, окупаемость будет в пределах 3,5-5,0 лет, а на угле — порядка семи лет.
В качестве конкретного примера можно рассмотреть сельскую школу, где была установлена котельная на щепе вместо электрокотлов. Электрические котлы были оставлены на случай покрытия пиковой нагрузки, которая возможна в случае выхода оборудования из строя. В рамках данного проекта был установлен котёл мощностью 100 кВт, итоговые инвестиции составили 2 млн руб., что соответствует годовым тратам на электроэнергию при использовании её для отопления. Рядом с котельной есть пилорама, владельцы с которой с удовольствием поставляют отходы, решая таким образом проблему их утилизации. Была установлена рубильная машина, нарубающая щепу, что позволило получать практически бесплатное топливо. В данном случае окупаемость происходит очень быстро.
Другой пилотный проект Фонда — в области учёта энергии. Поскольку именно нами были введена практика использования приборов учёта, Фонд сейчас обслуживает их получает за эту услугу определённый доход. У нас накопился большой опыт, в особенности в плане работы с бюджетными учреждениями. Мы имеем представление, каким образом объединить передачу данных с наиболее удалённых приборов учёта — информацию о расходе тепла, электричества и воды, с тем чтобы можно было передавать её в одну точку. На основе этого созрело предложение создать регионального оператора коммерческого учёта всех используемых в области энергоресурсов. Правительством области было выпущено постановление о создании единой АСКУЭ области. Благодаря новой структуре появляется возможность проводить единую техническую политику в этом направлении. Но целью проекта является именно создание в регионе оператора коммерческого учёта ресурсов, который обеспечит госорганы, потребителей и других субъектов рынка актуальной и достоверной информацией. В рамках реализации данного проекта Фонду важно было найти понимание у регулирующих органов. И такое понимание у представителей Федеральной службы по тарифам было найдено. ФСТ заинтересовалась этим проектом — ведь его результатом становится появление независимой организации, которая подтверждает полезный отпуск, заявляемый энергоснабжающими организациями. В данном случае ФСТ рассматривает оператора именно как тот орган, который может подтвердить или опровергнуть полезный заявленный отпуск. Были прописаны требования к функционалу оператора.
В ходе выполнения №261-ФЗ установлено очень большое количество приборов учёта по всем видам ресурсов по региону в целом. В настоящее время данной аппаратурой оснащены фактически все энергоснабжающие организации, промышленные потребители и бюджетные. Остаётся «недоохваченной», в основном, система ЖКХ. Но это проблема, на наш взгляд, решаемая с учётом того, что в нашем арсенале теперь имеется реально работающая схема.
В настоящее время потребитель платит за обслуживание и верификацию своих приборов учёта, однако поставщик пока никак не участвует в этом процессе. Мы же предлагаем организовать систему таким образом, чтобы поставщики оплачивали передачу данных, которые они могут получать от регионального оператора. Именно такая модель как раз рассматривается в Федеральной службе по тарифам. То есть основной вопрос, стоящий ныне на повестке дня: «Как включить в тариф поставщика плату за подтверждение данных о полученных потребительских ресурсах?».
Напомним критерии определения ЕТО. Первый — владение на праве собственности источником теплоэнергии с наибольшей (это важно) рабочей тепловой мощностью или тепловыми сетями с наибольшей ёмкостью в границах ЕТО
На сегодняшний день мы фактически актуализировали новую схему теплоснабжения города Ярославля. На основании анализа проделанной работы было сделано предложение по переформатированию системы ЕТО (единая теплоснабжающая организация). То есть по Постановлению Правительства №808-ПП, существует понятие ЕТО и есть понятие Потребитель. Напомним критерии определения ЕТО. Первый — владение на праве собственности источником теплоэнергии с наибольшей (это важно) рабочей тепловой мощностью или тепловыми сетями с наибольшей ёмкостью в границах ЕТО. Второй критерий — размер собственного капитала и способность в наилучшей степени обеспечить надёжность теплоснабжения. Мы предлагаем поставить данный пункт первым, чтобы во главе угла был критерий возможности обеспечения надёжности теплоснабжения и, соответственно, наличие у организации технической возможности и квалифицированного персонала, и в ЕТО включить все тепловые сети, принадлежащие разным организациям. Например, в форме АО — они могут быть акционерами, а представители городских служб иметь капитал, позволяющий назначать директора. При таком подходе рынок может быть выстроен таким образом, что расчёты будут происходить на границах ЕТО. То есть ЕТО расплачивается с генератором за поставку энергоресурсов и, соответственно, рассчитывается с потребителем на своей границе.
Данная модель успешно работает в Риге. В результате за счёт ЕТО было заменено более 60 % рижских тепловых сетей и построены две собственные электростанции на щепе (дополнительно к двум уже работающим ТЭЦ). Насколько это выгодно —• можно оценить, учитывая, что газ в Риге стоит в три раза дороже, чем в России.