На сегодняшний день практически к любой системе автоматизации теплового пункта предъявляются требования по наличию возможности удалённой диспетчеризации и управления процессами автоматизируемой системы. Ещё на этапе выбора оборудования должно быть общее видение того, какие системы и протоколы связи будут использоваться в дальнейшем, будь то полноценный районный тепловой пункт или система отопления частного дома. Если этот вопрос был изначально обделён вниманием или «отложен на потом», то существует риск неверного подбора оборудования основной системы управления, и в дальнейшем желаемые варианты диспетчеризации на этом оборудовании реализовать не удастся.
Качество решения задачи диспетчеризации системы управления ничуть не менее важно, чем качество самой системы управления, особенно в рамках работы такого объекта, как тепловой пункт. Наглядность и актуальность предоставления основной информации о работе системы, а также наличие функциональных возможностей управления процессами в случае нештатной ситуации позволяют быстро оценить и проанализировать проблему, выявить источник и принять верное решение для её устранения. Не говоря уже о прямой экономической эффективности от снижения расхода тепла при энергоэффективном управлении системой — чем больше рабочая мощность объекта, тем значительнее выгода.
К счастью, на рынке существует большое количество предложений для удалённого мониторинга и управления тепловыми пунктами, начиная с простых GPRS-модемов и контроллеров неизвестного происхождения, позволяющих отправить текстовое сообщение о возникшей неисправности (иногда даже на русском языке), и заканчивая индивидуальными проектами с возможностями мониторинга системы в режиме «онлайн», составления отчётов и трендов, отправки аварийных сообщений с красивой графикой. Где-то посередине также существует вариант использования унифицированных «интернет-диспетчерских».
Подобные независимые системы диспетчеризации обычно привязаны к определённым моделям оборудования популярных производителей, да и сами производители предлагают готовые решения различной сложности и проработки.
Если рассматривать наиболее полноценные системы, позволяющие не только обрабатывать аварийные сообщения, но и вносить изменения в работу установки, то речь, скорее всего, пойдёт о применении промышленных контроллеров, что в свою очередь ведёт к привлечению подрядной организации, занимающейся наладкой подобных систем. Но можно ли получить весь упомянутый функционал, воспользовавшись лишь стандартным оборудованием, для конфигурирования и наладки которого не потребуется специально обученный персонал и всю работу можно будет выполнить собственными силами? Ответ — да, можно.
В данном материале будет рассмотрено применение подобной системы с точки зрения нескольких категорий пользователей: частная компания, управляющая одним или несколькими тепловыми пунктами; подрядные организации или частные специалисты, которые занимаются монтажом и обслуживанием систем отопления в небольших зданиях, школах, частных домах; и конечные пользователи — жители этих домов.
Любое проектное решение, будь то реконструкция действующей котельной или строительство новой, должно быть максимально эффективным с точки зрения финансовых вложений. По крайней мере, таковым является естественное желание любого заказчика. Но главное при этом — не перейти ту грань, после которой очередное удешевление проекта негативно скажется на его качестве. Какие же меры можно предпринять для снижения стоимости проекта без потери качества и функциональности?
Один из вариантов — применить конфигурируемые контроллеры для системы автоматизации и диспетчеризации теплового пункта. Главной особенностью таких контроллеров, в отличие от решений промышленного уровня, является наличие готовых приложений для управления современными типовыми схемами. Необходимо лишь активировать подходящее приложение в меню контроллера и настроить его под особенности конкретного объекта. Затрачиваемое время и требуемые навыки для конфигурирования контроллера сведены к минимуму, а издержки на написание самостоятельного приложения отсутствуют в принципе. Наиболее крупные компании-производители максимально упростили процесс закладывания оборудования в проект, подготовив и разместив в свободном доступе готовые проектные решения с применением подходящих контроллеров. А раз существуют стандартные контроллеры для управления тепловыми пунктами — должны быть и такие же простые, удобные и понятные стандартные решения для их интегрирования и диспетчеризации.
Одно из подобных решений — комбинация теплового контроллера Synco RMH760B и веб-сервера OZW772. Оно позволяет реализовать все поставленные выше задачи максимально просто, быстро и эффективно.
Что же представляет собой данная система автоматизации и диспетчеризации? Модульный контроллер для систем отопления RMH760B способен автоматизировать работу теплового пункта, состоящего из одного, двух или трёх контуров отопления с погодозависимым регулированием, контура системы ГВС, газового котла с модулируемой горелкой и регулируемого контура на подачу теплоносителя в систему вентиляции. Также доступно подключение дополнительных датчиков для мониторинга необходимых параметров, сигналов аварии и импульсных счётчиков. Подключив к контроллеру веб-сервер OZW772, можно осуществить диспетчеризацию и удалённое управление данной установкой.
Общий принцип работы веб-сервера OZW772 сводится к созданию на его базе индивидуального портала по контролю и управлению установкой в сети Интернет. Операционные возможности, которые предоставляет данный веб-сервер, позволяют оформить внешний вид портала под собственные требования, добавить на главный экран схему установки и разместить на ней все необходимые данные и элементы управления, максимально визуализировав работу системы. Теоретически для удобного доступа на экран можно вывести любую точку данных контроллера, будь то текущее состояние насоса, клапана или котла, показание датчика или счётчика или даже информацию о том, на какой вход или выход контроллера подключён тот или иной элемент системы. Таким образом, оператор непосредственно может диагностировать состояние установки и внести требуемые изменения или провести удалённую консультацию персонала, находящего рядом с оборудованием, так как в его распоряжении будут иметься все существующие данные контроллера.
Помимо этого, веб-сервер позволяет накапливать тренды и представлять отчёты по выбранным каналам записи. В случае возникновения аварии в системе управления веб-сервер визуально сообщает о факте аварии, заносит её данные в память и в это же время отправляет соответствующее сообщение на настроенные адреса электронной почты. Дополнительно к четырём конфигурируемым авариям самого контроллера, к веб-серверу могут быть подключены два внешних аварийных сигнала с аналогичной логикой срабатывания.
Подключение к порталу на базе вебсервера можно осуществить как локально, так и удалённо по протоколам TCP/IP при наличии подключения веб-сервера к сети Интернет. При этом существует два варианта использования веб-сервера при удалённой работе через Интернет.
Первым вариантом является прямое подключение с присвоением веб-серверу статического IP-адреса или использованием динамического IP с DNS-адресацией. При таком варианте подключения попасть на страницу установки можно набрав в адресной строке браузера полученный IP-адрес. Вторым, простым и более удобным вариантом является использование специального «облачного» портала SyncoIC©, разработанного для упрощения процесса настройки удалённого подключения к веб-серверу. Всё, что требуется — это наличие подключения веб-сервера к сети Интернет.
Пользователь создаёт собственный аккаунт на портале и регистрирует на нём свой веб-сервер, после чего тот автоматически определяется в сети. В итоге пользователь получает собственную «интернет-диспетчерскую», где доступен весь функционал веб-сервера плюс дополнительные возможности самого «облачного» портала, как то подключение нескольких веб-серверов от разных установок и удобная навигация между ними с привязками на встроенной карте. Таким образом, пользователь может контролировать сразу несколько обслуживаемых котельных с одной страницы интернет-браузера своего компьютера. При этом использование «облачного» портала SyncoIC© абсолютно бесплатно.
Важно понимать, что размер котельной не ограничивается возможностями стандартной логики одного контроллера RMH760B. Благодаря поддержке контроллером протокола KNX систему управления можно расширить несколькими контроллерами, объединёнными между собой, тем самым кратно увеличив количество контуров управления. Если же в системе присутствует также и генерация тепла в виде каскада котлов, её автоматизацию можно настроить на родственном контроллере управления каскадом котлов — RMK770. Система вентиляции здания осуществляется аналогично при помощи контроллера RMU730.
Объединив все действующие контроллеры по протоколу KNX, можно синхронизировать процесс потребления и генерации тепла, существенно повысив эффективность работы всей системы, а подключив контроллеры к веб-серверу OZW772.04 — организовать её мониторинг и удалённое управление.
Получается, что, помимо непосредственных услуг по подбору, монтажу и настройке оборудования, компания также может предложить услуги последующего удалённого сервиса, причём без каких-либо затрат со своей стороны, так как весь функционал уже заложен в оборудование, и его просто необходимо активировать. Так, в дополнение к основному аккаунту администратора веб-сервер и «облачный» портал SyncoIC© позволяют создать дополнительные пользовательские аккаунты с ограниченными правами доступа к базовым настройкам, тем самым дав конечному пользователю возможность также получать визуальную и текстовую информацию о его системе отопления и предоставив возможность удалённо управлять основными уставками, например, заранее подготовив дом к своему приезду. При этом исключается возможность влияния пользователя на фундаментальные настройки системы, во избежание возникновения аварийной ситуации. Наконец, благодаря простоте монтажа, настройки и эксплуатации подобной системы некоторые «продвинутые» конечные пользователи могут самостоятельно организовать у себя современное, энергоэффективное управление системой отопления с возможностью удалённой диспетчеризации.
Очевидно, что приведённые выше возможности оборудования будут интересны также и небольшим подрядным организациям или частным специалистам, которые занимаются монтажом и обслуживанием систем отопления в частных домах, школах, офисах и т.д.
Стоит заметить, что на сегодняшний день данная система не была бы полноценной без возможности её управления с современного мобильного телефона или планшета. К счастью, такое решение также существует. Очевидно, что возможности современных мобильных устройств позволяют полноценно пользоваться Интернетом через встроенные веб-браузеры, так что такой вариант доступа ко всему функционалу веб-сервера возможен по умолчанию. Но «Сименс» также подготовил и специальное мобильное приложение HomeControl, при помощи которого в рамках понятного и удобного интерфейса конечный пользователь может изменять основные настройки системы (уставки, активирование контуров и т.п.), не покидая своего места.
На сегодняшний день можно найти большое количество различных решений для организации удалённого контроля и управления тепловыми пунктами, и предложенный вариант — лишь один из этого множества. Однако очевидными плюсами приведённой системы являются её простота, компактность и удобный, интуитивно понятный функционал.
К счастью, в последнее время со стороны заказчиков всё чаще встречается понимание важности установки качественной системы автоматизации, особенно в случаях, когда эксплуатировать готовый объект заказчик впоследствии планирует сам, а подобные системы управления отлично вписываются в формат качественного, недорогого и энергоэффективного решения.