А.Н.Г.: Коллеги, предлагаю обсудить особенности практического подхода к вопросу построения систем теплоснабжения в российских условиях.
Г.А.М.: Тема, безусловно, важная. Предлагаю начать с исторического экскурса. Так сложилось, что в России со времён СССР типовым решением было централизованное отопление. Но с развитием рыночной экономики у нас стали постепенно перенимать европейский опыт технологически развитых стран, например, Скандинавии, где в приоритете — котельная малой и средней мощности до пяти мегаватт или поквартирное отопление. Более гибкие, мобильные компании, типа «ИНТЕС», «АСЦ Хортэк» и прочие видят прогрессивность развития автономного теплоснабжения. Опытные проектировщики обеспокоены тем, что на рынке появились «чудо-проектировщики», половину проектов которых приходится по рассмотрении выбрасывать, а половину вообще даже до конца просматривать не стоит. Приходится знакомиться с проектами, оформленными фирмами однодневками с наёмными сотрудниками на удалённом доступе, в том числе из стран ближнего зарубежья, которые все особенности нашего рынка видят только на экране своего компьютера.
Я.И.А.: На самом деле, это и правда большая проблема. И абсолютно правильно сказано насчёт того, что на рынке присутствует мало настоящих «живых» проектных организаций. Кроме того, бывает, что солидные проектные организации делают работу качественно, всё по СНиП, по нормам, всё верно и правильно, но без поправки на сегодняшние реалии, на современное оборудование. Некоторые из них дают согласие на тренинги, на которых их учат проектировать с учётом передового опыта и использования новинок, в том числе и конденсационных котлов. Но не все проектные организации готовы к такому конструктивному диалогу. Причины разные, у кого-то «нимб ярче», кто-то работает по шаблону и др.
Г.А.М.: Многие теплотехники-самоучки привыкли к схемам на традиционных котлах. Поэтому появление в схеме нового элемента вызывает неприятие. Специалисты спорят, пытаются доказывать их необязательность, настойчиво предлагают сэкономить на насосе, на гидравлическом разделителе, автоматике...
Я.И.А.: А ещё встречаются компании, которые не могут своими силами сделать проект, и нанимают дешёвую силу на субподряд. И не всегда это заканчивается хорошо. В одном из проектов, по которому нам пришлось монтировать систему, почему-то заложили шесть котлов. Мало того, что для такого помещения и условий конструктив должен был быть иной — это ещё привело в повышению финансовых трат. Пришлось выпускать собственный проект с изменением количества котлов, тем более что это было финансово обосновано. Котлы, кстати, установили все конденсационные.
Г.А.М.: Большинство строительных организаций забывают одну из интересных и важных статей Градостроительного кодекса РФ (глава 6 статья 48), в которой говорится, что на строительной компании лежит «...процесс создания современного высокоэффективного экономически обоснованного надёжного технического решения, обеспечивающего экологическую, энергетическую и промышленную безопасность работы эксплуатируемого объекта».
А.Н.Г.: Как показывает практика, с безопасностью бывают проблемы. Известны примеры, когда в проект крышной котельной вводятся традиционные жаротрубные котлы, в которых большой объём теплоносителя — несколько тонн. И это при упомянутом коллегами стиле проектирования.
Г.А.М.: Действительно, жаротрубные котлы — это довольно серьёзная техника, требующая скрупулёзного подхода к проектированию и монтажу, но если мы говорим о крышных котельных как таковых, то их бояться не надо. Крышные котельные — это очень интересное техническое решение, во многих случаях — единственно правильное. И приятно, что есть нормальные проектно-монтажные компании, которые доносят преимущества современной техники до заказчика. Лучше всё же рассматривать для крышной котельной именно конденсационное оборудование.
Я.И.А.: Добавлю по поводу вопроса об ответственности исполнителей. Как правило, когда доходит до воплощения проекта в жизнь, очень часто все ошибки исправляют те, кто монтирует оборудование. Хочешь, не хочешь — это уже негласный закон специализации.
А.Н.Г.: То есть, если схема отопления не работает, хорошие монтажники, как служба скорой помощи, своими силами устраняют ляпы проектировщика—ничего другого не остаётся...
Я.И.А.: Да, это монтажно-проектные организации, у которых есть свой и проект, и монтаж. Куда им деваться?! Заказчику нужно тепло. Естественно, такие компании отвечают перед клиентом за все свои корректировки.
А.Н.Г.: А случается, что обращаются компании, которые говорят: «Нам сделали совершенно непотребный монтаж, переделайте, пожалуйста»?
Я.И.А.: Бывает и так. Почему, говорю, вы к ним-то не обратитесь? Они в ответ: «Их нет уже давно — непонятная ситуация, телефон не отвечает...»
Г.А.М.: Да, сейчас на рынке такое не в диковинку. Особенно, когда речь идёт о малых объектах, в основном бытового сектора. Часто цена у многих заказчиков из этого сегмента стоит на первом месте. Мы клиентам терпеливо объясняем, что котельная — это серьёзный, технически сложный газоопасный производственный объект. Но всё равно слышишь: «Мы там-то за столько-то сделали, и вы сделайте за ту же сумму».
А.Н.Г.: Как говорят в народе, «против лома нет приёма»... Коллеги, а какие основные ошибки допускаются при проектировании подобных систем упомянутыми условными профессионалами?
Я.И.А.: Вы знаете, ошибки бывают разные. Например, присылает заказчик проект. Котлы одной известной немецкой фирмы, но по всем описаниям в документации — другого европейского бренда. И клиент смотрит на нас «голубыми глазами» и говорит: «А это что, разные компании?!» Я говорю: «Вы знаете, даже страны разные». Эти демпинг-проектировщики подчас даже не понимают, что они пишут.
Г.А.М.: Такие «гримасы», с позволения сказать, проектирования происходят по разным причинам — из-за невнимательности, самоуверенности, технической безграмотности, незнания особенностей проектирования... Как говорится, люди делают работу «на отвяжись». И основная проблема, думаю, именно в этом. Фирма-проектировщик с чьей-то помощью сделала один хороший проект, и по шаблону, меняя только названия оборудования, не вдаваясь в детали, далее штампует проекты. Есть типовое решение, далее просто меняют оборудование. На самом деле каждый котёл имеет свою специфику. И каждая котельная уникальна. Очень редко случается, когда идёт серийная схема — «один в один».
Как правило, когда доходит до воплощения проекта в жизнь, очень часто все ошибки исправляют те, кто монтирует оборудование. Хочешь, не хочешь — это уже негласный закон специализации
Я.И.А.: Мы как-то делали два, на первый взгляд, абсолютно одинаковых дома. Котельные одинаковые. Папа обустраивал дома для сына и дочки. Но всё равно проекты получилось разными! Каждый дом прочерчивается индивидуально, всё подбирается индивидуально. Да, конечно, котёл один и тот же; да, насосы одни и те же. И вообще все комплектующие — одни и те же. Но всё равно проект реализуется иначе. Здесь чуть угол сделали поуже при строительстве, там стена немного подвинута и т.п.
Г.А.М.: Известно, что многие компании-производители отопительного оборудования предлагают именно типовые решения, предлагают к рассмотрению, специально разработанные в AutoCAD схемы в помощь проектировщику. Но их нужно адаптировать под техническое задание. Так пойдите, проконсультируйтесь, узнайте, как это всё делается! Прежде чем проектировать нужно получить определённые знания, хотя бы с производителем пообщаться, пройти этапы сдачи и согласования проекта в своём регионе. Спрашиваешь такого «проектировщика»: «Вы что-нибудь об этом оборудовании знаете?» «Не знаем». «Ну, а что вы делаете, зачем ввязываетесь, обманываете заказчиков?»
А.Н.Г.: Как, вообще говоря, их проекты «проходят»?
Г.А.М.: Дело в том, что они-то как раз и не могут защитить ни одного своего проекта. Взвалили груз на себя по демпинговой цене и всё. А как выкрутиться из такой ситуации — не знают. На сегодняшний день рынок проектировщиков, так же, как и рынок монтажников, характеризуется тем, что появилась непонятная дешёвая рабочая сила, которая берёт деньги, но ответственность за работу (услугу) нести не хочет.
Я.И.А.: Наверное, самое лучшее — обращаться в компанию, которая и проектирует, и монтирует, и сервисное обслуживание делает. Тогда клиент точно не ошибётся.
Г.А.М.: Совершенно точно — эти компании вникают в детали, они не новички на рынке, они не только красиво говорят, но и качественно делают. Кроме того, понятно, что если перед вами компания полного цикла, то «переводить стрелки» при появлении проблем в работе системы теплоснабжения не на кого будет. Конечно, СНиП, СП и т.п. никто не отменял, членство в авторитетной СРО... Но гарантией для заказчика может быть только компания полного цикла.
Г.А.М.: Если бы мы все (я имею в виду всех участников рынка) были бы компетентны, всё было бы так, как нужно, и таких проблем в процессе эксплуатации не возникало бы. Но реалии, увы, иные.
А.Н.Г.: Каково примерно соотношение организаций, продающих комплексные услуги, и таких, которые предлагают делать дешёвые проекты?
Я.И.А.: Они каждый день появляются, и так же быстро исчезают. Проекты, монтаж. Интернет пестрит рекламой.
А.Н.Г.: Быть может, возможно законодательно отрегулировать эту ситуацию?
Я.И.А.: Законодательно — нет, невозможно. И как можно запретить проектные бюро?
Г.А.М.: Действительно — никак. Только здоровая конкуренция.
А.Н.Г.: Значит, спасение в повышении образованности потребителя?
Я.И.А.: Видимо, да.
Грамотность заказчика — очень важный момент. Грамотный заказчик сам понимает, что котельная — это дорогостоящий продукт со сроком эксплуатации несколько лет
Г.А.М.: Грамотность — очень важный момент. Потому интересно общаться с некоторыми заказчиками, которые действительно живут с мыслью получить что-то интересное и стоящее. Техника, в том числе и отопительная, развивается. Например, ещё недавно КПД в 90 процентов был чем-то сверхестественным, а конденсационный котёл — диковинкой. Сейчас этот сегмент отопительного оборудования — один из самых привлекательных. Грамотный заказчик сам понимает, что котельная — это дорогостоящий продукт со сроком эксплуатации несколько лет. Зачем подвергать себя дополнительным расходам, вкладываясь через некоторое время в ремонт или реконструкцию своего отопительного пункта? Хотя, образно говоря, каждый из нас хотел бы приобрести Mercedes по цене отечественного автомобиля. И часто возникает мнение, что в отопительном сегменте это возможно. Почему-то к котельному оборудованию относятся как к покупке чайника. А котёл — это серьёзный механизм!
Я.И.А.: Совершенно верно. Лозунг сегодняшнего дня: «Даёшь дёшево!». Недавно столкнулись с проектом, в котором обнаружилась следующая цепочка: заказ дали генподрядчику, генподрядчик — субподрядчику, субподрядчик — субсубподрядчику. Ну и как при такой схеме может быть дёшево?
Г.А.М.: Да, смешно. Но не инвестору. Он заплатил, фигурально выражаясь, как за шкаф из красного дерева, а получил. садовую скамейку. И впридачу финансовое ярмо — обязанность каждые два-три года менять всё это оборудование. И это не говоря об обслуживании.
Я.И.А.: Обслуживать оборудование просто необходимо. Хочется донести эту мысль до читателей журнала. Повторю, что котёл — это высокотехнологичное, сложное оборудование. Его можно сравнить с какой-нибудь иномаркой. Иномарку её владелец не будет обслуживать где-то в гараже, а, скорее всего, поедет в какой-нибудь сертифицированный автосервис для проведения планового технического обслуживания.
Г.А.М.: Ключевая фраза — «поедет делать ТО». Почему-то все автомобилисты задумываются о замене масла, доливают «незамерзайку», меняют свечи, колёса и т.д. А котёл, который стоит иногда дороже автомобиля, не обслуживают.
Я.И.А.: Котельную обязательно нужно обслуживать, согласна. Где её обслуживать — это отдельный вопрос. Мне кажется, нужно это делать в той компании, которая специализируется на конкретном оборудовании. Но есть умельцы, берущиеся за всё: «Да что там — подача, обратка, насос... водичка дорожку найдёт». Такой вот подход.
А.Н.Г.: Коллеги, есть ли оценочные данные — каково примерно отношение количества тех клиентов, которые приходят с просьбой об исправлении системы к числу тех, кто заказывает комплексную услугу — по проектированию, монтажу и обслуживанию?
Г.А.М.: Сложно сказать, так как есть и промышленный, и бытовой сектор. Промышленный сектор — это юридические лица, и там люди, например, более ответственно относятся к вопросу сервиса. Они заключают договор и котельную без обслуживания не оставляют. А вот количество заказов в бытовом секторе обычно после больших морозов, после длительных праздников, для сервисанта увеличивается — многие владельцы из этого потребительского сегмента к сервису относятся прохладно.
Я.И.А.: Да, на самом деле. И потребители звонят в таких случаях не в фирмы-однодневки, а тому, у кого есть дежурные специалисты, диспетчерская служба, аварийные сервисные бригады и так далее, и тому подобное, а также производителю. А куда ещё звонить, если не дозвонился своему монтажнику?
А.Н.Г.: Думаю, у потребителей за рубежом проблем, которые мы с вами обсуждаем, нет. Как у них вообще построена работа, взаимодействие «исполнитель — заказчик»?
Я.И.А.: За рубежом три года учатся для того, чтобы получить право оказывать услуги в области теплоснабжения. У нас в стране раньше тоже ПТУ были. Только мы всю свою систему образования разрушили. А в той же Европе, даже чтобы монтировать пластиковые трубы, у тебя должна быть книжечка, подтверждающая, что ты три года отучился.
И учатся за рубежом иначе — не сидят целыми днями и пишут теорию, а всё познают на практике.
А.Н.Г.: То есть, вопрос необходимости комплексного подхода там не стоит, поскольку гарантом там выступает профессионализм и качество услуги?
Я.И.А.: За рубежом невозможно просто прийти, купить членство СРО, как в России, сегодня сделать работу «тяп-ляп», а завтра исчезнуть. Плюс там несколько иной подход к проектированию, к монтажу и к инновационности. Потому что топливо очень дорогое. Там каждый процент КПД ценен. Допустим, в Нидерландах на 97 процентов законодательно разрешена к установке только конденсационная техника. Вся она достаточно дорогая, в том числе и в Европе. Но там государство выделяет дотации для того, чтобы потребители — будь то организация или частник — устанавливали себе именно энергосберегающую технику.
Г.А.М.: Возвращаясь к России — на самом деле, если заказчик выбирает маршрут «проектная организация — монтажная фирма — сервисная компания», то он должен понимать, что хождение по такому кругу ему всё равно обойдётся дороже, в отличие от обращения в организацию, которая оказывает комплексную услугу.
Я.И.А.: Тут опять будет уместно провести аналогию между высокотехнологичным отопительным оборудованием и автомобилем. Потребитель покупает автомобиль, то есть готовое изделие. Он же не приобретает отдельно крышу, отдельно колёса и т.д.
Г.А.М.: Котёл — это не колесо, понятное дело. Его так просто не поменяешь. А если «встал» котёл — тепла нет, воды нет, система замёрзла, производство стоит, идут потери.
А.Н.Г.: Коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение о том, как обстоят дела с обслуживанием систем теплоснабжения. Какие проблемы в основном возникают при принятии на обслуживание некорректно и недорого смонтированных систем?
Я.И.А.: Проблемы возникают, если применять дешёвые материалы, например, полипропилен. В европейских условиях он приемлем, потому что там применяются другие стандарты: подача 70 градусов Цельсия, а «обратка» — 50. В России подаваемый теплоноситель имеет температуру 80-90 градусов Цельсия. Соответственно, полипропиленовые магистрали начинают провисать и протекать. Кроме того, недобросовестные или недостаточно профессиональные специалисты демпингующих компаний на стадии или проектирования, или монтажа зачастую неправильно рассчитывают гидравлику, неверно подбирают насосы, а также диаметры трубопроводов.
Г.А.М.: Со своей стороны могу добавить, что в упомянутых ранее и устанавливаемых на крыше жаротрубных котлах такие «специалисты» могут, например, не предусмотреть гидро- и шумоизоляцию. Или, допустим, сэкономить на насосе — вместо одного мощного последовательно поставить два маленьких. И тогда получается, что один из насосов постоянно выходит из строя. Это же азбука монтажа — последовательно их вообще нельзя располагать!
Я.И.А.: Потребитель должен прежде всего понимать, что в качественной системе заинтересован в первую очередь именно он сам. И котельная, как и теплосеть, делается не на один день. И при этом неважно, что это — огромные склады, административные и промышленные здания или же свой, частный дом.
Г.А.М.: Хочу акцентировать внимание на том, что основные затраты заказчика в системах теплоснабжения — не разовые, а распределённые во времени, это так называемая «стоимость владения». Потому в любом случае, специалисты сервисной организации должны быть как следует обучены нюансам работы того оборудования, на котором построена обслуживаемая ими система. У этой сервисной организации должны быть хорошо построенные взаимосвязи с главным лицом того или иного производителя через авторизированный сервисный центр.
А.Н.Г.: Умения, опыт всегда были залогом того, что потребитель получит качественную и адекватную по цене услугу...
Г.А.М.: В одной из прочитанных мной статей автор высказал мнение, что сейчас у нас идут по сути «вторые 90-е». Но с тем отличием, что если в прежние 90-е главным условием были сила и могущество, то сейчас их место заняли интеллект, то есть происходит ментальное противостояние, борьба идей. И мы наблюдаем своего рода реформу отрасли, вытеснение с рынка тех или иных компаний. Если ты слаб и не подготовлен технически, то, естественно, с этого рынка ты уйдёшь. То же касается интеллектуализации оборудования — при модернизации системы теплоснабжения выбора в пользу зарубежного оборудования бояться не надо. Его установка позволяет перестать постоянно тратить деньги на ремонт или перевооружение старого фонда. Если потребитель выбрал качественное проверенное оборудование, позаботился о «правильном» проектировании и монтаже, техника будет работать «как часы». Сэкономленные на обслуживании этого оборудования деньги можно вложить туда, где они действительно необходимы. И так потихонечку будет развиваться отрасль.
Нужно вводить системы отопления с низкотемпературным режимом. Просто брать его и использовать на практике. Да, меняется ёмкость системы, увеличивается радиатор. Но ведь потребитель за эти деньги получает комфортное тепло! В этом направлении необходимо предпринимать решительные действия.