Мы в России потребляем в 2–3 раза больше энергии на единицу произведенной продукции, чем, например, в США. Как уменьшить энергопотребление? Потенциал энергосбережения есть у потребителей энергии, и он значительно выше, чем у организаций, эксплуатирующих энергосистемы. На многих предприятиях России уже проведены энергетические обследования, разработаны и составлены программы по энергосбережению. Однако, реализация предлагаемых энергоэффективных мероприятий требует не только финансовых затрат, которые иногда весьма значительны, но и огромных человеческих усилий. Как помочь этим героям? Как стимулировать энергосбережение и продолжить работу по энергосбережению? Из каких источников профинансировать мероприятия, которые окупятся только через 2–3 года? Председатель Комитета по энергетики Государственной Думы в своем выступлении на открытии международной выставки «Энергетика и энергосбережение», прошедшей в марте 2005 г. в СК «Олимпийский», сообщил о планируемом выходе в декабре этого года нового федерального закона «Об энергосбережении». С его слов, в этом документе впервые законодательно будет прописана обязанность и заинтересованность предприятий не только в энергосбережении, но и в проведении энергетического аудита. То ли будет прописана, то ли нет… — это еще вопрос. А мы хотим сегодня, сейчас, найти возможности стимулировать энергосбережение! Представим, что потребитель провел мероприятия по энергосбережению в данном году и сократил свое электропотребление по регулируемым тарифам. Естественно полагать, что энергосистема продаст этот объем неистраченной электроэнергии на энергетическом рынке, и подороже… Получается, что потребитель снизил затраты на энергию, а энергосистема в результате получит дополнительный «доход» за счет продажи по рыночной цене полученного от потребителя «подарка»! Хорошо. Но потребитель затратил средства на мероприятия по энергосбережению, на покупку оборудования, и имеет совершенно естественное желание быстрее окупить эти затраты. Как получить дополнительный материальный ресурс? А что если энергосбережение сделать товаром? Запасать электроэнергию очень дорого. А можно ли выделить сбереженную энергию и превратить ее в товар? Если нет пророка в своем отечестве, посмотрим «за бугор». Рынок энергосбережения в США В США 10–12 лет назад пытались стимулировать и регулировать энергосбережение, как и экологические показатели, административными мерами. Такие меры становились все более дорогостоящими и неэффективными (число «контролеров» быстро увеличивалось), но потом в США подошли к этой проблеме с «капиталистических» позиций: были внедрены квоты на выбросы в воздух дымовых газов СО2 и NОх. В 1997 г. в Калифорнии была разработана программа снижения выбросов парникового газа СО2, в упрощенном виде можно выделить следующие этапы ее разработки: 1. Определили выбросы СО2 для каждой дымовой трубы, установив газосчетчики с автоматическим учетом выбросов в едином центре; 2. Определили возможности снижения выбросов для каждого предприятия (или типа); 3. Определили средний ежегодный процент снижения выброса СО2 в Калифорнии на 5–10 лет; 4. Определили (по среднему проценту ежегодного снижения выбросов СО2) объемы снижения выбросов для каждого предприятия; 5. Установили приличный штраф для тех, кто превысит установленный объем выбросов. И, когда эта система заработала, предприятие, которое уменьшило выбросы на большую, чем установлено планом величину, получило возможность эту «дельту» продать как квоту другому предприятию, — тому, которое не выполнило задание по снижению выбросов и которому грозит штраф. Таким образом, предприятия, осуществившие мероприятия по снижению выбросов, тут же получают дополнительные деньги за интеллектуальный труд, организацию и т.д. Продать/купить квоты можно непосредственно на двухсторонней основе или на электронной бирже. Уже сегодня фьючерсные контракты на торговлю квотами заключены на 2009–2010 гг. Это у них называется «emissions trading » или по-нашему «торговля дымом». После введения квот на эмиссии и рынка торговли квотами ежегодное снижение выбросов дымовых газов в целом по Калифорнии регулярно снижается, не превышая установленных показателей. Займемся плагиатом. Для начала рассмотрим первый вариант применения такой системы «кнута и пряника» в ограниченном масштабе. Фантазия 1 — для ограниченного контингента Например, торговля энергосбережением в системе образования. Анализ систем энергоснабжения школ показывает, что имеются возможности значительного снижения затрат на потребляемые энергоресурсы за счет их экономии при одновременном повышении комфорта персонала и учащихся. Учет и оплата энергоресурсов осуществляется Управлением образования округа. Эксплуатируют здания сторонние организации под надзором Управлений образования в каждом округе Москвы. Никто из штата школ или Департаментов материально не заинтересован в энергосбережении. Мы наблюдаем в школах, построенных по одинаковым проектам, принципиально разные показатели энергопотребления! Вот загадка: в новой школе (15 лет эксплуатации) теплопотребление на 30 %, а электропотребление — на 23% больше, чем в более старой (35 лет эксплуатации). Наиболее вероятная отгадка проста: в старой школе есть рабочий со среднетехническим образованием, который «курирует» вопросы регулирования энергопотребления. Годовой фонд зарплаты в школах сравним с суммой оплаты энергоресурсов. Поэтому, прежде всего, следует в каждой школе назначить ответственного за управление режимами энергопотребления с соответствующей оплатой, — эффект этого решения может быть десятикратный. Для обеспечения материальной заинтересованности в энергосбережении специалистов системы государственного образования можно предложить следующую программу: 1. Установить лимит энергопотребления по каждому Управлению образования (и по каждой школе отдельно) на 2006 г., завышенный на 20–30 % от проектного; 2. Установить для каждого Управления образования величину ежегодного снижения потребления ресурсов (по каждому отдельно) при суммарном снижении энергопотребления на 4% в год; 3. Установить на 2006 г. объем средств на премирование персонала Управлений образования в случае выполнения планов по годовому снижению потребления энергоресурсов, как долю от величины полученной экономии (в объеме двух зарплат). 4. Установить дополнительное премирование за перевыполнение плановой экономии. 5. Доля премирования за плановую экономию должна быть больше по относительной величине (рубль премии/ кВт), чем за сверхплановую экономию. 6. При невыполнении плана по объему экономии энергоресурсов премирование не производить. 7. При невыполнении плана по объему экономии энергоресурсов Управлением образования возможно частичное премирование специалистов при следующих условиях: ❏при перевыполнении планов экономии Управлением образования другого округа и достижении соглашения между «передовиком» и «отстающим» о передаче избытка экономии (в кВт•ч или Гкалл) «отстающим» для достижения ими планового показателя экономии; ❏при передаче вычитаемого объема премирования у «отстающего» «передовику» («школа-передовик» должна быть заинтересована, так как процент премирования за плановую экономию заметно выше (см. п. 4), чем за объем перевыполнения, который передается «отстающему»). Предлагаемый вариант системы материального стимулирования энергосбережения в системе государственного образования можно назвать «торговлей энергосбережением». Есть надежда, что такая система будет способствовать выполнению планов ежегодного снижения энергопотребления, так как в этом соревновании невыполняющий план будет расплачиваться из своего кармана за недостатки в работе, а передовик будет получать дополнительную премию. Такая система в части распределения прибыли в какой-то мере будет автономна и независима от произвола вышестоящего начальства. Разумеется, эта система приемлема для любого холдинга и министерства. Фантазия 2 — в региональном масштабе Энергетического рынка в субъекте РФ нет. Тарифы регулируются РЭКом с участием администраций, представителей крупных предприятий и иногда представителей общественности. Давайте сделаем так: 1. Определим возможные объемы энергосбережения для каждого крупного предприятия (или типов мелких предприятий) на перспективу 5–10 лет. 2. Определим общий объем ежегодного энергосбережения на 5 лет (с учетом всех возможных деяний), реальный для выполнения. 3. Определим ежегодные объемы энергосбережения (в кВт•ч) для каждого крупного предприятия (или типов мелких предприятий) на перспективу 5 лет. То есть установим лимиты энергопотребления (по регулируемым ценам) для каждого участника. 3. Если предприятие сэкономит больше установленной величины экономии, эту дельту (назовем ее «квотой») предприятие может продать другому предприятию (в том числе и энергосистеме). 4. Сэкономленный объем электроэнергии может быть продан энергосистемой по рыночной цене. 5. Предприятие, которое сэкономило меньше нормы, то есть превысило лимит, должно покупать электроэнергию по рыночной цене или выкупать квоты у других предприятий (по цене меньше, чем стоимостьэлектроэнергии на рынке). Переходный период реформирования энергетики России запланирован еще на два года, но уже разработан проект Правил функционирования розничного рынка электроэнергии. Мы предлагаем формировать энергорынок на основе «рынка энергосбережения», на котором торгуют квотами на электроэнергию, то есть частью электрической энергии, сэкономленной за счет проведения энергосберегающих мероприятий. Создаваемый в регионе розничный рынок электроэнергии будет регулируемым. Объем увеличения свободного рынка будет формироваться: а) за счет энергосбережения; б) за счет увеличения объема производства электроэнергии. Подчеркнем: весь объем увеличения потребления должен быть выставлен на рынок. Для тех потребителей, которые не выполнили задание по энергосбережению, и к тому же увеличили объем потребления, электроэнергия будет продаваться по более высоким тарифам (в зависимости от объема превышения). Чтобы не покупать дорогую электроэнергию, такие предприятия могут покупать квоты на энергосбережение у других предприятий, оплачивая электроэнергию по регулируемой, рыночной, а не завышенной цене. Таким образом, предприятия, сэкономившие электроэнергию, могут продать ее другим, возвращая уже в первый год часть средств, затраченных на выполнение мероприятий по энергосбережению. Изначально тарифы регулируемого сектора розничного рынка должны рассчитываться исходя из затрат наиболее экономичных электростанций, представленных на данном рынке. Строительство новых электростанций должно рассматриваться как мероприятие по энергосбережению, то есть их электроэнергия должна продаваться по рыночной цене. Если потребитель увеличивает свое производство и электропотребление — будет покупать электроэнергию на рынке. Хотите капитализм? Платите! Но мы не предлагаем устанавливать штрафы за перебор лимитов потребления энергии, как штрафы за перебор квот на эмиссии в США. Наши капиталистические предложения демократичные! Фантазия 3 — в российском масштабе Что имеем: 1. ФОРЭМ. Тарифы на ФОРЭМ регулируются ФСТ. 2. Свободный рынок электроэнергии (продажа 15 %). 3. Есть рынок отклонений (в рамках этой статьи мы их рассматривать не будем). На всех перечисленных рынках действуют крупные игроки, число которых неизмеримо меньше, чем в регионах мелких потребителей. На многих ФОРЭМовских электростанциях и на большинстве крупных предприятий проведен энергоаудит (иногда по два раза), поэтому начать реализацию идеи «торговли энергосбережением», возможно, легче «с головы». Если ФСТ одобрит. По крайней мере, это нам привычней — начинать сверху. Порядок действий: 1. Установить лимиты на уровне нынешнего потребления. 2. Установить объемы возможного энергосбережения. 3. Установить объемы ежегодного снижения энергопотребления для каждого производства. 4. Сокращение объема энергопотребления на ФОРЭМе перераспределяется на свободный рынок. 5. Свой лимит на ФОРЭМе (или объем полученного сверхпланового энергосбережения) субъект ФОРЭМа может продать другому субъекту. При создании рынка электроэнергии регулируемых тарифов для обеспечения потребителей в этот энергобаланс должны быть включены самые экономичные электростанции. Дополнительный объем требуемой электроэнергии потребителями будет покупаться по рыночным ценам наименее экономичных станций и поэтому будет более дорогим. Электроэнергия от новых и самых энергоэффективных электростанций также будет дороже, чем, например, от обновленных модернизированных энергоблоков старых электростанций (в старых корпусах). Процент ежегодного увеличения продаж «рыночной» электроэнергии Пример энергетического кризиса в Калифорнии показывает, что спешить с рынком нельзя, если нет опережающего роста располагаемых мощностей. После введения энергетического рынка «бедная Калифорния» (самый богатый штат США) узнала почем фунт лиха: начались знакомые нам веерные отключения. Правительство США выделило субсидии для населения, чтобы не умирали люди без кондиционеров жарким летом… Ситуация постепенно выправляется. Можно установить, что процент ежегодного увеличения продаж «рыночной» электроэнергии не должен превышать ежегодной экономии электроэнергии. Если взять пример США, то за 15–17 лет объем производства во многих отраслях промышленности увеличился в два раза без увеличения энергопотребления, то есть удельное энергопотребление уменьшалось примерно на 4% в год. Заметим, что и установленная в Калифорнии норма снижения эмиссий дымовых газов на первых этапах также составляла около 4%. Давайте и мы возьмем эту скромную цифру за ориентир. Фантазия 4 — в глобальном масштабе Рынок энергосбережений может функционировать до перехода к 100 % рынку электроэнергии в России и стать основой будущего российского сектора рынка торговли квотами на эмиссии парниковых газов в глобальном масштабе. Ближе к деньгам или сепаратный договор с Газпромом Трудно оценить объемы оборота биржевой торговли квотами на энергосбережение. Игра может быть копеечной, но интерес будет выше, чем в преферансе. Если спуститься от фантазий на землю, то можно припасть к святому источнику нашего богатства, называемому Газпром. Стоимость нашего газа за рубежом примем, как было до подорожания цен на нефть — около 120 долларов за 1000 м3. Это в 4 раза выше, чем лимитная цена в России. Пять лет назад немцы говорили, что Газпром тратит много сил (и денег) на добычу и транспорт газа до ворот Западной Европы. Cтоимость коммерческого газа в России составляет 1500 руб. или округленно $ 50. Так и примем, что это реальная цена газа в пределах России. Отдадим Украине $ 10 за услуги, и тогда получится, что Газпром получит за рубежом еще 50 долларов. Предположим, что мы утеплили свой завод и сэкономили на своей котельной 1000 м3 газа. При этом мы на своей отличнейшей котельной уменьшили выбросы СО2 примерно на 1456 кг (при плотности газа 0,9). А за тонну выбросов СО2 по Киотскому Протоколу нам обещали (оценивали) давать то $ 15–20, то теперь $ 6. То есть с Запада мы может быть получим $ 20 за то, что воздух не портим*. Так зачем нам немцы и прочие шведы? Давайте мы, российские потребители, заключим свой сепаратный Протокол «О газосбережении» с родным Газпромом и он нам точно даст $ 20 за наш труд, чтобы продать сэкономленную тонну лимитного газа на $ 50–70 дороже! Заключение Представляется целесообразным связать увеличение объемов рынка электроэнергии, (регионального, городского рынка тепла, и газового рынка) напрямую с объемами энергосбережения, объемами ввода новых источников энергии или замены устаревшего оборудования как генерирующего, так и сетевого. Объем годовой экономии электроэнергии, полученной на предприятии за счет мероприятий по энергосбережению, должен фиксироваться и подтверждаться Госэнергонадзором. Предприятию-потребителю энергии должно быть выгодно торговать энергосбережением. Предприятие, снизившее свои удельные энергетические затраты, сможет дополнительно получить деньги от тех, кто превысил свои лимиты, кто нерационально использует энергию, кто загрязняет окружающую среду. Пусть «нерадивый» компенсирует затраты старательному хозяину. Таким образом предприятию, хотя бы частично, будут скомпенсированы затраты на энергосбережение. Предприятия-потребители смогут купить дополнительную энергию у энергосистемы по регулируемым тарифам (более дешевым, чем на рынке) в счет объема накупленных «квот». Если накупленных квот окажется недостаточно, (квоты могут быть закуплены заранее по фьючерсным контрактам), остальную энергию придется покупать по свободным ценам. Если энергосбережение станет товаром, то в работу по обеспечению энергосбережения будут включены не только главные энергетики предприятий, но и первые руководители, что непременно будет способствовать успеху. И будет ли когда-нибудь рынок 100 %-м? * В рамках инвентаризации определены национальные коэффициенты эмиссии углекислого газа при сжигании твердого, газообразного и жидкого видов топлива. Для газообразного топлива — 1,62 т СО2/т у.т.