Мировой рынок промышленных роботов растет стремительно — в среднем, на 14% в год, а страны соревнуются за право попасть в ТОП-15 держав с самыми роботизированными производствами. Владельцы передовых предприятий стараются по максимуму исключить человеческий фактор из процесса, уверенные в том, что искусственный интеллект во много раз эффективнее. Но среди лидеров есть и те, кто сознательно не доверяет роботам ключевые этапы выпуска продукции, задействуя их исключительно на «черновых» работах. Ручной труд в век самоорганизующихся киберфизических систем — как и почему?
Россия по количеству промышленных роботов пока далеко за рамками ТОП-15 мирового рейтинга, хотя и у нас есть полностью роботизированные производства. Из европейских стран в списке присутствуют только Германия (5 место), Италия (7 место) и Франция (8 место). Именно здесь, в городе Мо, находится завод компании FRISQUET, лидера французского рынка отопительного оборудования, на котором принципиально не используются роботы при сборке котлов и контроле качества продукции. В начале ноября здесь принимали делегацию из 25 специалистов по отопительным системам из центральных регионов России.
Если робот ошибся — ему всё равно
Несмотря на расхожее мнение о том, что человеческий фактор негативно влияет на качество выпускаемой продукции, на производстве в городе Мо люди не просто «не подпускают» роботов к изготовлению важных узлов котла, но ещё и контролируют результат их работы. Хотя стереотип говорит, что всё должно быть наоборот: это машины способны без ошибок делать сложные детали, собирать механизмы, они поднимают производительность, закрывают дефицит квалифицированных кадров.
«На предприятиях, где используются конвейеры, и выпускается стандартная продукция в огромных количествах, это более чем оправдано, — говорит Армен Калинин, директор по экспорту компании FRISQUET. — У нас другой подход: на заводе почти нет конвейеров, так как нет задачи «штамповать» котлы. Сборка каждого агрегата — персонализирована, потому что техника инновационная, сложная, с большим количеством автоматики, при этом процент допустимых отказов оборудования при эксплуатации составляет 0,001, это корпоративный стандарт. Такой котёл на конвейере не соберёшь и машине не доверишь. Да, они работают чётко по программе, но любой алгоритм может сбиться, а ответственности и мотивации у роботов, как известно, нет».
Завод FRISQUET, который выпускает всего 60 тысяч котлов в год, отслеживает судьбу каждого проданного теплогенератора. И сотрудники предприятия считают личным позором сообщения об отказах оборудования — ведь они несут за этапы персональную ответственность, ставят подписи о соответствии, и свидетельства собственного непрофессионализма не нравятся никому. Роботам в похожем случае будет всё равно, станут ли владельцы котлов проклинать их за ошибки в работе автоматики и протекающий насос. Именно это французы считают «ахиллесовой пятой» машин и причиной, по которой на сложном производстве они никогда не смогут работать эффективнее высококвалифицированных инженеров, сварщиков или сборщиков.
Отвезти-привезти, лист стальной разрезать
Роботы на заводе FRISQUET, конечно, есть. Только заняты они на механических, не очень интересных или тяжелых этапах. Нарезают и сгибают стальные листы для кожуха или сворачивают цилиндры из меди — заготовки для будущих теплообменников. Но даже в этих процессах финальным звеном является сотрудник, который проверяет, что в итоге автомат нарезал, насгибал и насворачивал.
«Это просто поразительно. По опыту поездок на разные предприятия могу сказать, что на производствах активно внедряются роботы, а здесь они применяются очень ограниченно, причем, основные узлы машинам вообще не доверяют, — рассказывает Андрей Сазонов, член делегации, генеральный директор компании «Климат-Контроль» из Тверской области. — Например, теплообменник, одна из важнейших частей отопительного котла. Его сваривают вручную, а мастера работают настолько филигранно, что толщина обечайки не превышает 2 мм».
Сборка котлов также идет вручную. Проверки после каждого этапа и контроль параметров уже готового котла проводят, опять же, люди. Если всё в порядке, ставят личную печать. Теперь готовый теплогенератор можно закрывать кожухом и отправлять на склад. Вот туда его повезет уже машина, которая должна будет найти нужную коробку и поместить в неё котёл. Но даже в этом случае люди подстраховывают робота — коробки для котлов на заводе неодинаковые: если вдруг у машины сбился считыватель штрих-кодов и она случайно привезла теплогенератор на 32 кВт к коробке для агрегата на 45 кВт, она туда не войдет, как бы робот ни пытался.
Проверка параметров котла на заводе FRISQUET
Обычно о человеческом факторе на производстве говорят в негативном контексте, противопоставляя роботов и людей не в пользу последних. Но вот парадокс: самыми качественными вещами в мире по-прежнему считаются те, что 80–90% сделаны вручную — автомобили Rolls-Royce, профессиональные лыжи Augment, смартфоны Vertu, швейцарские часы. Выходит, дело не столько в человеческом факторе, сколько в умении грамотно сочетать ручной труд и возможности машин, по максимуму используя преимущества каждого.