При выборе определенного типа завес действительно существует несколько базовых параметров — шиберирующие (отсекающие) возможности, зависящие от скорости воздуха истекающего из ВТЗ, тепловые характеристики, но есть и другие не менее важные параметры — тип помещения, пропускная нагрузка входа, дизайн оборудования, габаритные и шумовые характеристики. Основные виды задач, решаемые заказчиками при использовании ВТЗ, — это защита ворот автомобильного, реже железнодорожного транспорта и защита входа в помещение, используемого людьми. Рассматривать входы в здания с низкой пропускной нагрузкой, когда основное время ворота или двери закрыты, в общем-то несложно. Достаточно оценить тепловые потери помещения или тамбура во время открытия дверей и компенсировать их любым типом оборудования, не обязательно ВТЗ. В данных ситуациях популярны тепловые пушки, ИК-обогреватели, агрегаты воздушного отопления (АВО) и другое тепловое оборудование. При использовании в данных задачах ВТЗ основной вопрос состоит в выборе подходящей по тепловой мощности и типу энергоносителя (электричество/горячая вода) модели, не обязательно с высокой скоростью выхода воздуха. Также непринципиально строгое соответствие размеров ВТЗ высоте или ширине ворот/дверей. Применение ВТЗ в общественных местах с большим потоком посетителей, таких как торговые центры, кинотеатры и концертные залы, рестораны быстрого питания и т.п., определяет совершенно новые требования. Эстетика или «красота» самого оборудования, уровень создаваемого шума, возможность вписать в размеры дверного проема оказываются намного важнее «аэродинамической эффективности», «энергетической оправданности» и «количества движений истекающей струи», применяемых в качестве аргументации при выборе отечественного оборудования. Главная проблема при выборе завес для подобных задач — отсутствие действительно отсекающих или шиберирующих свойств у большинства импортных образцов. Из-за традиционно мягких европейских зим с температурой до -5-10°С большая скорость воздуха на выходе не нужна и даже вредна, т.к. посетители легко одеты. Практический пример неудачного выбора типа завес показателен в московских гипермаркетах «Ашан». Несмотря на наличие тамбура-шлюза и двойного набора завес по полному периметру дверей, сквозняк пробивает помещение, создавая сильный дискомфорт в ближайших ко входу торговых точках. Использование действительно мощных завес типа ТЗК оказывается невозможным для данных задач из-за высокого шума, грубого внешнего вида и крайне завышенных габаритов. Рассмотрев большое количество вариантов и проанализировав требования заказчиков, специалисты завода «Веза» выбрали для производства в 2004 г. наиболее удачный вариант новой серии ВТЗ-350 и 450 с водяным нагревом. Ко многим достоинствам этих завес, таким как компактность, скорость на выходе до 18 м/с и тепловая мощность до 78 кВт при теплоносителе 90/70°С, добавлен еще один аргумент— цена. Высокая скорость выхода воздуха сочетается с низким шумом, аккуратным строгим дизайном и несопоставимыми с электрическими моделями тепловыми характеристиками. Надежность работы обеспечивают вентиляторы типа «свободного колеса» фирмы ЕВМ и медно-алюминиевые теплообменники собственного производства. Для защиты больших проемов открывающих транспортные въезды размером от 3x3 м до 12x12 м необходимо использовать завесы с хорошими шибери-рующими характеристиками, когда скорость воздуха на выходе из ВТЗ превышает 15-20 м/с (50-70 км/ч). Для больших ВТЗ дизайн, шум и даже габариты практически не важны. Необходимая тепловая мощность для компенсации «выхолаживания» помещения также важна, но может быть получена не только с помощью самой ВТЗ, но и с помощью дополнительного оборудования типа АВО. Основными параметрами, необходимыми для нормальной защиты прохода, является количество и скорость струи подаваемого воздуха. Классические ВТЗ «советских» времен здесь вполне оправданы, хотя и излишне габаритны, также хороши самые крупные модели завес типа ТЗК-6-4 или ЗВК-6, однако и они требуют дополнительного пространства по высоте для размещения коробов и вентилятора, либо недостаточно мощны. Для решения основных недостатков «больших» ВТЗ, связанных с громоздкостью и шумностью, была разработана завеса нового типа. Автором конструкции является К.В. Прохоров, однако производство завес большой мощности, начатое с помощью завода «Веза», было продолжено на заводе «Лотвентсервис» со значительным уменьшением мощности завес — до 10 тыс. м/ч. С 2002 г. завесы большой мощности данного типа выпускаются на заводе «Веза». Главных особенностей конструкции данного типа «больших» ВТЗ две. Во-первых, использование компактного двухстороннего вентилятора серии ADН фирмы «Никотра» с тихоходным колесом с вперед загнутыми лопатками и клино-ременной передачей, что позволяет подавать от 10 до 25 тыс. м/ч воздуха в колонку сечением не более 700x600 мм. Во-вторых, «изюминка» компактного решения завесы состоит в теплообменнике специальной вытянутой по высоте формы, смонтированном внутри самой воздухо-раздающей колонки. Из-за очень большого фронта от 0,7 до 2,0 Мкв сопротивление проходу воздуха нагревателя минимальное — до 200 Па, а тепловая мощность огромна — от 100 до 300 кВт, даже на «плохом» теплоносителе 80/60°С. Для сравнения, в ЗВК-6 фронт нагревателя — не более 0,5 Мкв, мощность — менее 100 кВт. Самые серьезные испытания данная конструкция прошла зимой 2002-2003 гг. в Санкт-Петербурге на заводе «Северсталь». При температуре -30°С проем 8,0x6,0 м железнодорожного въезда был открыт несколько часов подряд из-за поломки ворот. Внутри объема цеха падение температуры составило не более 10°С. Удобство выбора данного типа «больших» завес состоит в абсолютной свободе, как по высоте, тепловой мощности, так и по дальнобойности. Предельные значения длины струи — 6,0 м, высота одного блока — до 4,0 м. Установка блоков в 2-3 яруса допускается. Мощность приводов вентилятора — от 1,5 до 4,0 кВт. Фундаментов, оснований, виброизоляторов, «мертвых» зон рядом с воротами нет. Завесы данной конструкции подбираются только под конкретные задачи и не выпускаются как стандартное изделие, что связано с выбором и теплообменника, и расхода воздуха в очень широких пределах. Проектирование больших тепловых завес — очень серьезная задача, особенно для суровых климатических условий. Применяемыми решениями по нагреву воздуха могут быть не только классические водяные нагреватели, но и газовые горелки с косвенным и даже прямым нагревом воздуха продуктами сгорания. Такие устройства разрабатывает екатеринбургская фирма «Газ-Инжиниринг». При выборе типа тепловых завес обязательно следует определять приоритеты, т.к. сочетание высокой шиберирую-щей способности, т.е. скорости воздуха выше 70 км/ч, и низкого шума невозможно. Сочетание высокой тепловой мощности в 300-500 кВт и малозаметности без использования специальных скрытых венткамер также невозможно. Установка «слабых» завес, с низкой скоростью струи и достаточной тепловой мощностью, на входе в тамбурах приемлема только при наличии автоматики, блокирующей открывание одной автоматической двери при открытии другой. Использование «бытовых» серий ВТЗ, работающих со скоростями воздуха менее 12 м/с для закрытия проемов автомобильных ворот, даже в автосервисах, практически бессмысленно, дешевле устанавливать агрегаты воздушного отопления любого типа. □ РИСУНОК: ~1~.
Российская специфика выбора воздушных тепловых завес
Опубликовано в журнале СОК №10 | 2004
Rubric:
Тэги:
Каждый год поднимается тема подготовки к зиме как существующих, так и строящихся объектов гражданского и промышленного сектора. Мы уже неоднократно публиковали информацию по тепловым завесам. За прошедший период накопилась определенная практика применения воздушных тепловых завес (ВТЗ) на крупных объектах, где вопрос открытых входных и въездных проемов в холодное время года крайне важен.