В рамках этих крупнейших тематических мероприятий Совет по геотермальным ресурсам (GRC) осветил текущие тренды индустрии. Докладчики утверждали: наибольшим потенциалом для развития отрасли по-прежнему обладают Филиппины в Азии и Кения с Эфиопией — в Африке.
Однако принимая во внимание последние новости из Японии (там разрешили бурение скважин в некоторых национальных парках) можно предположить, что и эта страна скоро совершит рывок в геотермальной отрасли. Кроме того, оптимистичные новости приходят из Мексики: там вступило в силу новое законодательство, стимулирующее эту отрасль.
Директор GRC по внешним коммуникациям Ян Кроуфорд надеется, что будут приняты законодательные акты, которые позволят возобновить работу на озере Salton Sea в Южной Калифорнии. Это, по мнению Кроуфорда, позволит привлечь инвестиции к выработке более гигаватта геотермальной энергии и даст ощутимый толчок всей индустрии в США.
Кроме того, ожидается, что исследования, ведущиеся в лабораториях США, а также специальные программы по изучению геотермальной энергии совершат технологический прорыв, который позволит использовать эту энергию по всему миру.
«Наверняка существует множество неразведанных местностей, — говорит руководитель проекта по строительству Falck Renewables Wind Пол Гилберт, — но в Кении потенциал геотермальных источников настолько велик, что теоретически можно снабдить энергией большую часть Восточной Африки. К тому же ЛЭП для ветроэнергетического проекта на озере Туркана возводятся в непосредственной близости от объекта, что позволит создать точки подключения и построить подстанции».
Совет по геотермальным ресурсам (GRC) осветил текущие тренды индустрии. Докладчики утверждали: наибольшим потенциалом для развития отрасли по-прежнему обладают Филиппины в Азии и Кения с Эфиопией — в Африке
Все эти факторы должны привлечь сторонние компании к участию в проекте, который в будущем обеспечит Кению и сопредельные государства пятью тысячами мегаватт энергии.
Извечные проблемы геотермальной энергетики заключаются в подтверждении количества энергоресурсов и обосновании рисков наряду с расчётом доходности завершённого строительством объекта. Эти вопросы могут десятилетиями сдерживать реализацию проектов. Международное объединение Sponsor Energy Capital организует фонд, призванный способствовать разрешению подобных вопросов на потенциально прибыльных объектах.
Исполнительный директор американского Центра устойчивой энергетики (CSE) Лен Хайринг считает, что, несмотря на широкую распространённость геотермальных источников на планете, существенной проблемой является отсутствие электрических сетей, способных передавать выработанную мощность в месте расположения источников.
При тщательном анализе геотермальных зон (к примеру, тех, что расположены на юге США), можно заключить, что электрические сети либо недостаточно развиты, либо нацелены на передачу энергии, выработанной за счёт станций, сжигающих углеводороды. Усовершенствование этих сетей и подключение к ним новых станций в конечном счёте оказывается не по карману девелоперам.
В сегодняшней геотермальной энергетике есть два тренда, способные стимулировать рост индустрии грунтовых тепловых насосов. Во-первых, разработка инновационных схем финансирования геотермальных систем ОВиК позволит жителям гораздо большего количества домов чувствовать себя комфортно, одновременно сохраняя энергию и сокращая затраты обслуживание.
Новые бизнес-модели позволяют домовладельцам избежать больших первоначальных затрат на подключение геотермальных источников к домовой системе и сократить расходы на отопление и охлаждение непосредственно после её установки.
Индустрия геотермального оборудования в плане финансовых моделей идёт по стопам успешной «солнечной» фотовольтаической (ФВ) энергетики, которая демонстрирует быстрый рост (компании предлагают клиентам установку систем без предоплаты).
Во-вторых, среди потребителей растёт осознание того, что геотермальное оборудование может использоваться в качестве накопителей тепловой энергии. В центре внимания находятся солнечные ФВ-станции и перераспределение энергии по сети. Однако большая часть этой энергии используется для создания комфортных условий и подогрева воды.
Новые бизнес-модели позволяют домовладельцам избежать больших первоначальных затрат на подключение геотермальных источников к домовой системе и сократить расходы на отопление и охлаждение непосредственно после её установки
Хранить энергию под землёй и по мере надобности «закачивать» или «выкачивать» её оттуда — это мудрый способ использования электро- и тепловой энергии. Кроме того, этот подход поможет коммунальным службам идти в ногу с правительственными программами по снижению вредоносных выбросов при выработке энергии, снижая общую нагрузку на сеть.
В Калифорнии, несмотря на внушительный потенциал, который содержит почва в районе солёного озера Salton Sea, геотермальная энергетика даёт всего 4 % от энергии, вырабатываемой за счёт ВИЭ в этом штате. При этом использование геотермального потенциала в регионе могло бы заместить мощности АЭС, остановленной в Сан Онофр.
Сегодня более чем в 80 странах мира на той или иной стадии ведутся работы по освоению геотермальных ресурсов. Возможности для развития этой сферы есть на всех континентах. Для развития нужны: оценка геологических ресурсов, поддержка правительства и потребность в энергии. Сегодня все три фактора востребованы в Африке, а именно — в Кении и Эфиопии, так как эти страны считаются наиболее перспективными для развития геотермальной энергетики.
Не менее высокий потенциал существует в Мексике и Индонезии, правительства которых поддерживают инициативы развития геотермальных технологий и создают благоприятный климат для инвестиций в эту отрасль. Страны Центральной Америки, а также карибские и тихоокеанские острова также географически представляют собой созревающие сегменты рынка геотермальной энергетики. Кроме того, не стоит списывать со счетов Соединённые Штаты Америки. Условия развития рынка энергетики во многом диктует политика борьбы с вредными выбросами (в том числе с парниковым эффектом) поэтому геотермальная энергетика, сочетающая в себе энергоёмкость и гибкость применения, сегодня актуальна как никогда.
Президент американской инженерной компании Velocity Technology Partners Фрэнк Праутч пояснил, что наибольшую капитализацию обеспечивают геотермальные проекты, которые находятся вблизи активных источников теплоты — в зонах вулканической и тектонической активности. Например, в районе Красного моря расположены зоны тектоно-магматической активности с термальными источниками и фумаролами (трещинами на склонах кратеров и вулканов). Эти зоны находятся на территории Эритреи, Джибути, Эфиопии, Йемена и Саудовской Аравии.
Установленные в открытом море системы могли бы производить пар, вращающий турбины. А выработанный постоянный ток можно передавать на берег по высоковольтному кабелю для накопления или немедленного использования.
Однако такая эффективность имеет свою цену. Геотермальные проекты требуют высокоточных исследований почвы, а также непрерывного обслуживания. Кроме того, стоимость прокладки высоковольтных ЛЭП и строительства накопителей энергии довольно высока.
Основатель интернет-ресурса Think GeoEnergy Александр Ритчер делится опытом: «Что касается геотермальной энергетики, тут у каждого свои приоритеты. Инвесторам и девелоперам важны доступность и схемы государственной поддержки. У поставщиков всё упирается в структуру рынка, открытость и конкурентоспособность».
«В целом ключевые рынки в отрасли это: Индонезия, Филиппины, Кения, Турция, Мексика и ещё несколько маленьких стран, где развиваются небольшие проекты. Для инвесторов схемы поддержки (подобных тем, которые были приняты властями в Восточной Африке в рамках Geothermal Risk Mitigation Facility, или схемы страхования, принятые в Мексике и Латинской Америке наряду с выгодными тарифами) весьма полезны».
«В этом отношении Германия предлагает инвесторам наиболее высокую окупаемость, несмотря на небольшие по объёму проекты и высокий риск».
К рискам, которые заставляют задуматься о целесообразности разработки геотермальных ресурсов, относят ещё и тот факт, что геотермальные станции используют природную воду, запасы которой ввиду глобальных изменений климата в некоторых регионах заметно сокращаются. Многие компании стремятся использовать отработанную воду, но, тем не менее, вопрос использования этого природного ресурса в процессе генерации энергии остаётся открытым для обсуждения.
Обсуждая геотермальную энергетику, нельзя обойти вниманием грунтовые тепловые насосы (ГТН). В США ежегодно вводятся в эксплуатацию около 700 МВт мощностей, получаемых за счёт грунтовых тепловых насосов. Эта цифра во много раз превышает новые мощности, выработанные за счёт геотермальных пород. Тепловые насосы повсеместно приходят на смену станциям, работающим на ископаемом топливе, природном газе или пропане по той причине, что эти станции взрывоопасны и наносят вред окружающей среде.
К тому же установка ГТН не требует идеальных условий окружающей среды, то есть они могут быть смонтированы практически в любом месте. Этот факт делает ГТН весьма привлекательным для домовладельцев. Однако капитальные затраты на бурение скважин и монтаж подземного контура всё ещё достаточно велики. Именно поэтому, несмотря на то, что собственный источник энергии моментально сокращает коммунальные траты, собственники зачастую не готовы к таким финансовым вложениям.
Сейчас США прилагают усилия к тому, чтобы снизить капитальные затраты на установку ГТН с помощью особой системы налогообложения.